Главная



 





  • Страница:
  • 1

Как сочинять стихи. Ликбез для обывателя. Рифма
Facebook Twitter Delicious Digg FriendFeed Linkedin Reddit Stumbleupon MySpace Technorati Blogger Wordpress

Как сочинять стихи. Ликбез для обывателя. Рифма 08.10.2020 19:24 #124198


Эпиграф.
Таки я начинаю новую серию концертов под названием «А».
Аркадий Северный.

Значится, мальчики и девочки, с этого времени я стану рассказывать вам об том, как сочинять стихи.
Ничего заумно-академического вы в моих повествованиях не увидите, вам не придется напрягать моск в размышлениях над всякими клаузулами, параллелизмами и постоянным объемом анакрузы – все будет по-простому, но с осознанием, как пельмени и сто грамм.
Разумеется, сим не ставлю никакой цели перевоспитать закостенелых грешников от паэзии, мне они, вообще, по барабану, мое дело – обозначить все, как есть, а там – хоть потоп.

И начнем, пожалуй, с РИФМЫ.



Предпосылки:
domstihov.org/esthetic/2018/04/08/ob-lyubvi-k-rifmam-chast-vtoraya.html
domstihov.org/Social_and_political_lyrics/2019/07/23/chto-ne-tak-s-russkoy-poeziey.html


Известное нам (жителям этой страны), слово «Рифма» произошло от древнегреческого «ρυθμος» — «размеренность, ритм, такт».
Черт его знает, почему оно так произошло, ведь эллины не были знакомы с рифмой в современном ее понятии.
Но… назвали рифму «рифмой», куда теперь деваться?
Оставим все, как есть.

А рифма – оно такая штука, которая «звуковой повтор в конце ритмической единицы в стихе», иначе – созвучие окончания строк.

Рифма может быть только точной, все остальное – китайская подделка.

Как там написано у Булгакова? –
«Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!».

Кстати, насчет китайцев. А ведь это они изобрели рифму задолго до европейских поэтов-богословов и прочих трубадуров.
Потом рифмовать стали арабы, и только затем – «белые люди».

Но вернемся к «осетрине первой свежести».
Почему рифма может быть только точной?
Да потому, что она – единственная, которую человеческий слух воспринимает без отторжения и прочих сомнений.

Рассмотрим все это дело на конкретных примерах. Разумеется, всякие «Москве-земле» и прочие «иди-смори» препарировать не станем – с ними и так все понятно.

1.
Устав бороться, закемарил я под вечер,
Мне снились клуши — виртуальные овечки,
Точнее, хищницы в овечьих шкурах кротких,
Они в рецушках кувыркались беззаботно.
(Вшивая лена).

Скажите вы ему: мы уезжаем –
Отсюда уезжаем насовсем:
Нам Хайфа послезавтра станет раем,
Без гойских шахер-махерских систем…
(Автор)

Т.е., дураку понятно, что на фоне «уезжаем-раем» и «насовсем-систем», «вечер-овечки» — «кротких-беззаботно» вообще никак не смотрятся (не читаются, не воспринимаются и т.д.).

В общем, полнейшее безобразие, раздрай и халтура.

2.
Мысль до всех донести я хочу постараться,
знаю: умный читатель оценит ее.
Вы ещё не читали таких диссертаций,
отразивших «по полной» мышленье мое.
(гришка липец)

«Постараться-диссертаций» — тоже никакая не рифма, а профанация.
Зато, вот, «постараций-диссертаций» или «постараться-диссертаца» – оно самое то, но слов «постараций» и «диссертаца» в русском языке, к счастью, нет.

Настал веселый праздник Пурим —
и беспокоиться на кой?!
А сердце снова «просит бури,
как будто в бурях есть покой
(Тоже гришка липец)

«Пури-бури» — вполне так себе рифма, нафик ей нужна лишняя буква «Р»?

3.
Очень часто граждане мудрят с последними буквами в словах, которые пытаются срифмовать между собой: общеизвестные «строек-героев», «покрытый-копытом», что тоже совсем не есть хорошо.

4.
Разумеется, всякие а-ля «кашель-капель» – тоже рифмами не являются.

Вот и получается, мои дорогие маленькие метроманчики, что вы все мнили себя хвеликими паетами, а на деле оказались всего лишь молекулами из многомиллионной биомассы, подверженной совершенно неправильному представлению о рифмах вообще.

Но не переживайте, старик Могилкин включит вам свет в конце беспробудного туннеля и выведет на правильный путь.
И так, вот они, незыблемые постулаты, чтобы все сложилось хорошо:

1. Окончания в рифмующихся строках обязаны полностью соответствовать друг другу.
2. Желательно рифмовать между собой разные части речи (типа: «струна-влюблена», «нить-говорить»).
3. В преимуществе – разное количество слогов в рифмующихся словах должно быть разным (особенно в т.н. «глагольных рифмах»), но это необязательное, хотя и нелишнее требование.
4. Рифмы типа «случай-колючий», «пиво-красива» и «грубым-трубам» ошибкой не являются, поскольку прекрасно воспринимаются на слух.
5. «Кровь-любовь-морковь» — не заезженный криминал. Все зависит от того, как оно подано.
6. Вполне себе можно искать что-то новое, интересное, типа:

«Познав кайф умиротворенья,
Бедняга умер от варенья»,

«Макака думала,
Что какаду мала»,

«родители-родите ли», «одно-о дно» и т.д.

Все достаточно просто, однако.

Но, как всегда, есть нюанс.
Вышеозначенная биомасса, претендующая на гордое звание «поэтов всея сея», фигачит, как бох на душу положит, пытаясь бессистемно «рифмовать» рифмуемое и нерифмуемое.
А, вот, например, Говарду Уткину – оно вообще по барабану,
Софья Юрьевна – в катренах с «перекрестной рифмой» — всегда АА «срифмует» точно, «ББ» — по собственному желанию,
а некий «Александр Барин» (точнее, одно его произведение), вообще является апофеозом того, как рифмовать нельзя, но, тем не менее, оно – яркий пример уперто-тенденциозной индивидуальности «Aut Caesar, aut nihil», в которой «ничего» оказалось-таки на высоте (не у каждого оно так получится):

Душит голод (собака) душу мне
Эх, сейчас бы беляш общепитовский!
Я его с удовольствием скушал бы,
Чтоб зажмурился глаз навыкате

Наслаждался бы нежной мякотью
Там, где мясо граничит с тестом и
Где-то слышал: армяне, якобы,
Их в тандыре пекут, по-местному

Ну а те, кто не верит повару:
«Не берите, мол, он отравленный»
Просто жмотят свои рублевые
И не ведают счастье. Явно ведь.

Сентенция
А кто не умеет рифмовать – пусть пишет стихи без рифмы вообще.
Так будет проще для всех.
Спасибо сказали: Владимир Сорокин

Как сочинять стихи. Ликбез для обывателя. Рифма 14.12.2022 11:23 #127973


вот подходящее место для того, чтоб опять пободаться с Юшей на тему нашего с ним извечного спора на тему рифм. Этого камня преткновения
Юш, моё отношение к персонажам, чьи стихи ты приводишь в качестве примера плохих рифм - многим хорошо известно. Я, мягко говоря, просто не считаю их за людей. Да, вообще ни за кого не считаю, но...

Устав бороться, закемарил я под вечер,
Мне снились клуши — виртуальные овечки,
Точнее, хищницы в овечьих шкурах кротких,
Они в рецушках кувыркались беззаботно.


Да, согласна, что "кротких-беззаботно" - фигня, а не рифма, но за "вечер-овечки" впрягусь.

Мысль до всех донести я хочу постараться,
знаю: умный читатель оценит ее.
Вы ещё не читали таких диссертаций,
отразивших «по полной» мышленье мое.


Липец - наиболее отвратительное нечто. Говно - оно и в Канаде говно. М сам этот отрывок - говно. Но...
"Постараться-диссертаций» — на мой скромный взгляд, не профанация. Вполне себе рифма. То же и с "Пурим-бури" в примере ниже.

Юш, мы с тобой, действительно на одной волне по многим вопросам, но никогда не сойдёмся во взглядах на эти "точные-неточные". Видишь, я даже не прибегаю ко всяким умным, литературным обозначениям рифм. А потому что толком и не знаю все эти определения. Тем не менее сунувшись в поисковик(например, сюда: liter-rm.ru/primery-rifmy-vidy-rifm-vidy-rifmovki.html), понимаю, что машинально периодически использую то и др. В том числе и рифмовочный строй, о котором Музалёв пишет:
"Сплетённая рифмовка – это самый сложный и запутанный случай. Встречается редко, но тем не менее"...

С третьим и четвёртым пунктом согласна безоговорочно.
"Окончания в рифмующихся строках обязаны полностью соответствовать друг другу"(с) - нет, тут не соглашусь.
Стихотворение Барина - супер.

Душит голод (собака) душу мне
Эх, сейчас бы беляш общепитовский!
Я его с удовольствием скушал бы,
Чтоб зажмурился глаз навыкате

Наслаждался бы нежной мякотью
Там, где мясо граничит с тестом и
Где-то слышал: армяне, якобы,
Их в тандыре пекут, по-местному

Ну а те, кто не верит повару:
«Не берите, мол, он отравленный»
Просто жмотят свои рублевые
И не ведают счастье. Явно ведь.


И под пыткой не согласилась бы с тем, что стихотворение "является апофеозом того, как рифмовать нельзя". А вот то, что оно – "яркий пример... индивидуальности" - это точно!
________________


Вообщем, как бы я ни уважала Юшу, но рифмы(точнее отношение к ним) всегда будут стоять между нами незримой стеной
Живу я тут. Вот.

Как сочинять стихи. Ликбез для обывателя. Рифма 14.12.2022 11:25 #127974


ps. "Софья Юрьевна – в катренах с «перекрестной рифмой» — всегда АА «срифмует» точно, «ББ» — по собственному желанию"(с)

Надо же, а я никогда даже не задуиывалась об этом ))
Живу я тут. Вот.

Как сочинять стихи. Ликбез для обывателя. Рифма 15.12.2022 10:30 #127975


Согласен с Юшей Могилкиным почти во всём, но всё же рифма это не только стопроцентное совпадение окончаний рифмуемых слов. Там много вариантов не уничтожающих точную рифму. Хотя, безусловно, именно абсолютно точная рифма прекрасна:
Рисовали заклинанья
На оберточной бумаге,
Репетировали Знанье -
Мы с тобой были маги.
Да, береженого Бог бережет.
Ты хитрожопа, я не хитрожоп.
Я отвечал за нуар,
Я дописал гримуар.
Поэтический дар
Мой использовал мат
И теперь на груди
Стигмат.

Как сочинять стихи. Ликбез для обывателя. Рифма 18.12.2022 15:38 #127977


А чего со мной бодаться-то? )))
Каждый имеет право иметь свое мнение; личное восприятие – индивидуально, вот, если бы ты, например, отвратно готовила и пыталась заставить меня лопать твою стряпню – тогда был бы повод для баталии, но, поскольку готовить ты умеешь, то что такое какие-то там рассуждения об рифмах по сравнению с удовлетворенными вкусовыми рецепторами?

)))

Как сочинять стихи. Ликбез для обывателя. Рифма 18.12.2022 15:43 #127978


А, я тоже об многом не задумывался. ))) И вряд ли задумаюсь, хотя факты – штука неоспоримая, и зачастую видны невооруженным глазом.

)))

Как сочинять стихи. Ликбез для обывателя. Рифма 18.12.2022 15:45 #127979


Как скажете. )))
Не стопроцентное – значит, не стопроцентное. Ведь, кому и кобыла невеста.

)))
  • Страница:
  • 1

 

 
 
© Клуб тёти Вали Сидоровой