Спасибо Михаил! Вишь какая штука, при прочтении на страничке, мне пришлось очень долго выискивать вторую рифму ко второму стиху, тем более, что задачка усложнялась изобилием переносов. Здесь, благодаря пробелам между строк, это оказалось проще. Наглядный пример способа подачи произведения))))
Итак, один вопрос отпал сам-собой. Второй вопрос, к какому жанру отнести данное стихотворение? (учитывая, ранее высказанный намёк, на двойное дно?) Третий вопрос о художественности -
...от слёз, остальное прошло, не оставив следа, - если не трудно, что такое - остальное?
по старой привычке в упрёк прибавляют года, - здесь какая-то странная привычка, причём, чья это привычка? Для меня остаётся тайной.
... Виноватые платят вдвойне - тут напрягает слово - виноватые, как-то не влезает оно в общую гамму которая звучит во всём стихотворении (слишком простонародное) На мой взгляд - виновные или повинные было бы гармоничнее
... Виноватые платят вдвойне
не столько за выбор, а сколько за чувство вины
тем более, нет никого виноватей иных
героев. Под осень, пришедшая с юга беда
сломала,... - а здесь пошла эквилибристика, учитывая то, что кости героев покоятся на дне реки
.... Под осень, пришедшая с юга беда
сломала, ответы теперь начинаются с «не»: - здесь непонятно и не только из-за запятой, которая затесалась не в свою строку, не понятно, что сломала?
Что касается финала, то он мне очень понравился!Здесь всё на своих местах и, как мне кажется здесь-то и есть второе дно, то-есть аналогия Россия - Этрурия.
Как понимаешь Михаил, всё это написать в рецке на твоей страничке просто не получилось бы, поэтому попросил вынести на плаху, не с целью порубить, а для понять! Ещё раз спасибо!
Дим, спасибо, что рекомендовал выставить. Я вместо «виноватые» написал «невиновные» и тем самым, ещё более заострил стихотворение, поменяв направление. Мне самому очень не нравилось слово «виноватей», может, потому, что я так не говорю. Я не никогда говорю – смелей, сильней и т.д. Я говорю – смелее, сильнее и т.д. Мне это слово резало ухо, но все промолчали (я больше всего за это опасался), теперь появился повод поменять «виноватей иных» на «не виновнее их».
Летиция, спасибо, я изменил «сломало» на «сломило», это правильнее не только по смыслу, но с точки зрения семантики.
Вершинину
Дим, ты верно написал (а Чен догадался). Это о современной России, потому и народ названием созвучен русским. Мне видится, что это такая примочка наша, писать песни о ВОВ, потом и петь их у костра. Разумеется, пишут и поют оные те, кто никакого отношения к той уже не имеет. Для меня это удивительно. Я не очень себе представляю, чтобы современные немцы сочиняли подобные песни и пени их у костра под гитару. Впрочем, могу ошибаться. А на этой привычке « считать» «Тебе сколько лет? Да я в окопе вшей давил, когда тебя ещё в проекте не было!» выросло целое поколение упрекаемых, в том, «не хватило им даже по пуле», помнишь Высоцкого? Вот о чём это.
Летиции
Ну, я вообще стараюсь ставить препинаки только там, где без них никак, да вообще считаю, чем длиннее предложение, тем лучше. Будь моя воля, в одно бы предложение написал. То, что Вы называете «трудноватым размером» для меня ещё слишком лёгкий (Аркадий подтвердит). Попробую объяснить. Да, препинаки добавят эмоциональности, но убьет мелодику, и ежели выбирать между первым и вторым, я всегда выберу второе.
Вы читали свои стихи на публику? Существует, упрощённо говоря, две манеры подачи (Чен и Аркадий подтвердят). Манера зависит от особенностей автора и от его стихотворений. Есть те, кто читает «на разрыв», его задача раскачать зал, ну него и стихи такие (типа, Маяковский), а я читаю стихи как мантру, моя задача, чтобы слушатель открыл рот и забыл закрыть (типа, Бродский). Я всячески пытаюсь добиться того, что Аркадий называет отстраненностью, а Вы – пресностью, а я – мелодикой. Значит, добился.
Кстати (тем, кто не знает), то, что в стихотворении нет строгого порядка рифмовки, стихи не соответствуют логико-смысловым участкам, то это всё в разрезе моей гиперидеи: написать стихотворение по всем канонам силлабо-тоники, но так, чтобы оное воспринималось на слух как проза. Пока не получается.
Попытался уловить схему рифмовки "на глаз" - не вышло.
Записал, получилось ABCCAABBCACBA, стало ясно, что авторский ход.
Вопросов по технике практически не возникло. Расстановка запятых
показалась естественной.
Намного интереснее было найти это самое второе смысловое дно. То, что про
Россию, дошло. Конфликт героев и их потомков на почве чувства вины -
стало проясняться после нескольких прочтений.
Очень непростая тема. Не могу вспомнить, чтобы встречал ее в стихах.
Вряд ли поймут все прочитавшие, из понявших вряд ли все согласятся.
Интригующая и нестандартная работа.
Тема заблокирована.
Re: по просьбе Дмитрия Вершинина
22.11.2013 19:30 #30897
А вот и я со своей колокольни!
Единственно. что понравилось - рваная рифма.
Ночами этруски поют у костра о войне
печальные песни и воды реки солоны
-------------
воды реки солоны от слез - меня откровенно подташнивает от штампа .
-----------
от слёз, остальное прошло, не оставив следа,
- а что остальное? веселье?
по старой привычке в упрёк прибавляют года,
кто их прибавляет?
героям, чьи кости покоятся где-то на дне
солёной реки. Виноватые платят вдвойне
не столько за выбор, а сколько за чувство вины
Платить за чувство вины??? А что это оплачивается??? Чувство вины - это и есть плата. Масло масляное...
тем более, нет никого виноватей иных
героев. Под осень, пришедшая с юга беда
сломала, ответы теперь начинаются с «не»:
не видим, не слышим, и даже не помним когда
от римлян Этрурия пала, а мы лишь сыны
народа, который ночами поёт о войне.
А днем, что этот народ поет? "ночами" - красивость, я это не люблю.
Тема заблокирована.
Re: по просьбе Дмитрия Вершинина
22.11.2013 20:01 #30913
Андрей, это я здесь на плахе объясняю побудившие меня мотивы. А вот поймёт ли слушатель или как он поймет, когда я буду читать, мне не важно. Мне важно его (околдовать, загипнотизировать, охмурить – на твой выбор), чтобы, когда я читаю, он открыл рот и забыл его закрыть, и чтобы потом он выдохнул, и у него закружилась голова, и пьяным он был весь вечер, и даже лучше, ежели так и не поймёт, что его в этом стихотворении торкнуло. Это в идеале, конечно.