Книга «Исход» - это вторая книга Ветхого Завета.
Но сначала краткое содержание предыдущей книги «Бытие»:
Неизвестный некто, под именем «бог», трудится шесть дней и создаёт инкубатор - специальное место, где есть земля, небо, облака, растительность, вода, звери и птицы. Условия в инкубаторе настолько идеальны, что нет разницы между дневной и ночной температурами…. Затем, бог создаёт самого́ человека. Мальчика и девочку. И поселяет их в инкубатор. Мальчика он назвал «Адам», а девочку – «Ева».
Убедившись, что подопечные достаточно повзрослели и достигли половой зрелости, бог выселяет их в обычные земные условия. У пары рождаются дети. Так появляется новая цивилизационная группа людей на планете. Бог тщательно оберегает их, прощая даже убийство. И в какой-то момент, когда группа достаточно окрепла по численности, бог переселяет её в «землю Ханаанскую».
Время идёт, группа разрастается. Бог по прежнему заботливо оберегает подопечных от всех возможных неприятностей и в какой-то момент, убедившись, что всё идёт по плану, бог исчезает на 400 лет.
В один из периодов длительного неурожая и голода, в поисках возможности прокормиться и оставшись без помощи бога, группа уходит в Египет, под покровительство царя Египетского. Через некоторое время смена правителя Египта приводит к резкому социальному понижению «пришлых».
Вернувшись после долгого перерыва, бог обнаруживает, что вся им созданная группа людей находится в рабстве у царя Египетского. Его явно не устраивает такое положение вещей…
глава 1
(Синодальный перевод)
1 Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом, вошли каждый с домом своим:
2 Рувим, Симеон, Левий и Иуда,
3 Иссахар, Завулон и Вениамин,
4 Дан и Неффалим, Гад и Асир.
5 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят, а Иосиф был уже в Египте.
6 И умер Иосиф и все братья его и весь род их;
7 а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.
вроде как и не плохо жилось сынам Израилевым в Египте.
8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,
9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;
10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей.
Простенько так объяснил. И доходчиво.
11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов.
12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых.
13 И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам
14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.
15 Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа,
16 и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет.
Вот нравы! Убивайте, говорит, новорождённых! Как
всё просто!
17 Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых.
18 Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых?
19 Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают.
Хитрющие бабули. Нашли способ увернуться. А потому что не
каждый готов убивать. Тем более новорождённых!
20 За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался.
21 И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их.
А вот и бог. Похоже, ему тоже не нравится, что его народ
убивают, тем более в младенчестве.
22 Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.
Практически гражданский призыв: не дай врагу
размножиться! Не жалей рабов! Прямое гражданское
противостояние. Плохой путь.