на глаза попалась прошлогодняя запись, где Шендерович отвечает на вопрос "что такое юмор?" По-моему, очень познавательно. Не поленитесь, найдите время и посмотрите...
Шендерович как юморист потерял актуальность лет двадцать назад. Что может быть позновательного в рассуждениях несмешного и дезактуализированного дедугана о природе юмора?
Володь, ох, чует моё сердце, что для тебя он потерял актуальность по причине его оппозиционных взглядов А беседа-то, на самом деле, очень познавательна. Как для тех, кто пишет юмористические стихи, так и для всех остальных.
Не знаю, но я с удовольствием посмотрела. Два начитанных, интеллигентных человека(заметь, не касаясь политики) рассуждают о том, чего многим из нас не хватает - о хорошем юморе.
Не, не по этому. Оппозиционность либо верноподданичество имеют определяющее значение для оченки творческого потенциала личности, лишь у людей совершенно пошлых. Я не настолько сильно к ним отношусь. Для меня актуальны, несмотря на их взгляды, совершенно чуждые моим, и БГ, и Борис Акунин, и покойный Сергей Доренко. Куда там унылому, вздорному Шендеровичу до вершин иронии, самоиронии и неизменной актульности последнего. Я, правда, читал, вернее пробовал читать, какие-то унылые и беспонтовые книги Шендеровича, не менее унылые и вздорные чем книги его коллеги по старому НТВ, Соловьёва. Ну правда, Соня, дерьмо и то, и другое. Неумно , несмешно и ни о чём. Ну правда желчи много, но при чём здесь актуальный юмор? А неактуального юмора, Соня, на свете не бывает. Ф топку этот нафталин.
а мне нравится Шендерович своей иронией, юмором. А какие написанные им сценарии для "кукол" были!
Что есть желчь в юморе? Я считаю, что желчь - тот же сарказм. Может иногда на грани, но сарказм. И никогда не соглашусь с теми, кто орёт в полный голос о том, что пародия должна быть незлобной и необидной для автора оригинала. Особенно этим славится кружок обожателей Липеца на с.ру. То и дело читаешь в их слащавых рецензиях, написанных этому долбоёбу: "Гришенька, а пародия совсем и не злая, очень хорошая". Какая к херам может быть хорошей пародия, если она сродни варенью, размазанному по батону?
Вот, например, образец похвалы, от которой любой уважающий себя пародист, повесится:
Рецензия на «Я без прогнозов Глобы обойдусь - Е. Гусельникова» (Григорий Липец)
...И, разумеется, сам характер пародии - весёлая и ни капли не обидная. Образец пародийного жанра, а ведь именно дружеская пародия считается его вершиной. +++!
Елена Гусельникова 18.10.2020 11:07 • Заявить о нарушении
Конечно, Соня. Ты права по своему, но я не про это. Сейчас попробую выразить глубокие, очень надеюсь что не глупые, мысли по поводу актуальности юмора, Шендеровича, Тарапуньки и Штепсели, Маврыкивны и иже с ними. На самом деле, Соня, юмор, как субстанция, вызывающая смех, не живёт долго. Он как спиртуозность у хорошего конька - стоит коньяку подышать несколько минут в бокале и она пропадает. О ней остаётся только память. Юмора, именно в этом его понимании, Соня, сейчас не найдёшь в комедиях Шекспира, его нет в " Гаргантюа и Пантагрюэле", не найдёшь его в рассказах Марка Твена и Джером К. Джерома. Он там безусловно был в начале, я это точно знаю, но умер в цвете лет, как и положено юмору, оставив нам не менее великие, несмотря на эту неизбежную потерю, произведения. Сервантес, писавший смешную пародию на рыцарские романы, в итоге создал произведение великое именно своей потрясающей трагичностью, а ведь при жизни автора оно вызывало и весёлый смех читающей его публики. Даже солдат Швейк и Ося Бердер нынче ближе к плутовской аллюзии на Иисуса Христа, нежели к беззаботному смеху. Ну что можно говорить о людях, которые занимались именно чистым юмором, т.е. тупо спиртуозностью без коньяка? Всё что они делали тупо исчезло, а сами они оказались по ту сторону актуальности. Это их судьба. От них осталось несколько трогательных масок Райкина и укол в сердце невидимой рапирой от Енгибарова. Это всё, увы. Их место заняли сначала квнщики, затем комедиклабщики, а после и их стремительной кончины стендаперы. И над всем этим Хэллоуином, где-то там внизу, висит между мирами Небесный вигвам с кривыми зеркалами и великим и ужасным Ваганычем внутри.
Володь, ты потрясающий публицист. Я не шучу.
Насчёт интересного сравнения юмора с коньячными парами я согласна и, одновременно с тем, могу поспорить.
Кстати, твоя опечатка в "Он как спиртуозность у хорошего конька..." заставила меня остановиться, недочитав предложение до конца и надолго задуматься. Представить хорошего коня было делом простым. Сложнее оказалось с его спиртуозностью
Так вот. Юмор, назовём его "стародавний" - это как старое кино. Хоть убей, но я ничего нне вижу смешного в старых, довоенных комедиях(равно, как и отсутствие трагики в мелодрамах). Даже фильмы с Чаплиным - если представить их без ускоренного воспроизведения - это будет совсем не смешно.
Сервантеса я еле дочитала, Гоголя - без фанатизма. Зато "Двенадцать стульев" или рассказы Чехова(кстати, и Джеромиа) - могу перечитывать с удовольствием. Т.е., получается, что время не принизило юмор.
Вот поэтому я и ответила, что как согласна с тобой, так и нет.
Хотя, конечно, много зависит от обстановки, от эмоционального состояния на момент поглощения, от интеллекта человека, в конце концов. Например, если говорить о себе, то я фактически перестала смотреть КВН - по-моему, он превратился в полный отстой. Зато люблю смотреть Камеди. Нравится Воля, Марина Кравец, Карибидис, но сразу переключаю, как только появляются Незлобин, Бебуришвили и эти из USB...
Именно, Соня. Ильфа-Петрова, Антошу Чехонте, а также Гашека, Гоголя и Твена, мы перечитываем потому что ими написаны действительно великие произведения, но не из-за юмора в этих произведениях. Юмора, актуального юмора, там осталось совсем немного, как юзюма в советских общепитовских булках. Их произведения не стали неактуальными, став классикой, а вот юмор в них сделался таковым.
Хотя и в этой моей теории юмора, стремительно теряющего актуальность, есть несколько примеров, её безжалостно разрушающих. Это два гениальных романа Ильфа-Петрова, один гениальный роман Гашека и несколько, полностью однослойно юмористических, но при этом несомненно гениальных фильмов Гайдая. Это юмор актуальности почему-то не теряет.