В этой теме речь пойдёт о судилище, больше похожим на вакханалию кумушек-сплетниц, объевшихся
хот-догами, начинёнными мухоморами. Все известные «высокоморальные» персонажи естественно
отразились с «дружественной» поддержкой пафосно-обличающего стиха некой Нины Лёзер – стихослагалицы,
по-чувство-вшей на заслуженной пенсии неодолимую тягу к творчеству -
stihi.ru/2012/04/01/3072
Все альтернативные мнения слаженно и бодро вычищаются. Авторы, их высказавшие, вынуждены читать
«пиродии» насекомого коллектива на свои лирические стихи.
.
Я в этой теме цитирую пост Сан-Тораса – автора Стихиры -
www.stihi.ru/2013/09/01/693
СанТо дал мне разрешение на его публикацию. Итак.
.
...И была роковая отрада
в попиранье заветных святынь.
А.Блок.
Скажите, почему все о чем я говорю сводится к какому-то бездарному стишку? (производства мейд ин Германия)
Не надо меня опримитивливать! Я хотел бы рассмотреть современные тенденции, формирующие нравственные ориентиры в русской литературе и поэзии.
И так как мы славимся загадочной душой, то думаю, что развитие русской темы логично начать с китайской поговорки. Когда китайцы хотят пожелать в судьбе самых тяжких испытаний, они говорят:
"Чтоб вам жить в эпоху перемен!"
Что такое «эпохи перемен», которых в качестве проклятия желают китайской поговоркой?
Это революции, войны, репрессии, или перестройка, эмиграция, экономический кризис и прочее.
Не уходя далеко в историю, скажу, что вся моя жизнь и жизнь моего поколения – это сплошная эпоха перемен!
Ибо наши бабушки и дедушки пережили революцию и разруху, мамы и папы - войну и репрессии, сами мы пережили перестройку, многие наши дети - эмиграцию, а теперь мы все вместе проходим через экономических кризис.
Живя среди вечных перемен, никогда не знаешь, с какой амплитудой маятник качнется влево, чтобы затем качнуться вправо.
Именно эту английскую идиому приводит в своем "Рождесвенском романсе" И. Бродский, считавший этот романс не только знаковым, но и одним из лучших своих произведений:
"Как будто будут свет и слава,
Удачный день и вдоволь хлеба,
Как будто жизнь качнется вправо,
Качнувшись влево."
Стихи написаны в эпоху стагнации, называемую «Застоем», и такой период мы тоже пережили, ибо стагнация - это стоячая вода.
Что означает «маятник, качнувшийся влево, чтобы качнуться вправо»?
Означает то, что до перестройки и русская литература, и биографии ее создателей - поэтов, писателей - ангельски полировались. Цезура их старательно отбеливала, подгоняя под нужный политический фасон, отжимая через свой дуршлаг факты, мысли, литературные образы, оставляя только то, что может служить примером.
Все жили в ложном пафосе, за неосторожное слово, анекдот любой мог лишиться свободы.
Миллионы людей были репрессированы, а из репродуктора звучали песни:
«Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек.»
Мы прошли этот период, и маятник качнулся в другую сторону.
С экранов ТВ и страниц газет потекли тонны «словесной руды» , негативной информации, новостей, построенных таким образом, что возникает впечатление, будто кроме катастроф и скандалов ничего не происходит.
А личная жизнь актеров, певцов демонстрируется и смакуется «с изнанки», причем с самыми «демоническими» подробностями, по принципу: чем хуже, тем лучше.
Маятник порядочности качнулся в обратную сторону.
Понятия «стыд», «честь», «достоинство» упразднились и заменены новым термином – «черный пиар».
Пиариться - означает рекламировать себя, пусть через грязь, скандал, позор – главное – это привлечь внимание, чтоб о тебе говорили.
Будут судачить, значит купят билет на концерт, скандальную книжку или майку с портретом эпатажного героя - все делается ради денег.
И в силу этих новых тенденций по- новому пересматриваются биографии наших гениев, выдающихся людей, но теперь стараются не просто открыть новые стороны их судеб, а ,напротив, вывернуть, вытряхнуть, осмеять, осудить, заклеймить.
Маятник качнулся так, что все белое вызывает недоверие, подозрительность и воспринимается как ложь или приукрашивание.
Для правдоподобия надо добавить нефть в «ложку меда», замарать чистое и значимое и упиваться этим, как новой правдой.
В качестве примера приведу произведение Сорокина “Голубое сало”, где речь идет о русских классиках, над которыми автор надругался в самых изощренных формах.
Достоевский, Толстой, Пушкин, а также поэты серебряного века в этом творении представлены как каннибалы, поедающие людей, как педофилы, насилующие детей, как некрофилы и зоофилы, вступающие в соитие с животными и покойниками.
А на сцене Большого театра разливается амбре фекалий, и читатель купается в этом тексте с каждым новым изданием.
Результат: автор разбогател, обрел популярность, а мир познакомился с нашими новыми авторами и нашим отношением к памяти, к именам лучших писателей, поэтов, т.к. «Голубое сало» переведено на 30 языков.
Казалось бы, те, кто имеет вкус к подобным текстам, могли бы уже насытиться - но нет!
Нас так долго потчевали героическими доярками, что маятник качнулся, как гиря на цепи, ломающая стены, и поскольку гертруды* мало кому интересны, то энергия низвержения перешла на великих людей, а в этом случае жажда мести , так же как жажда разрушений и наживы неутолима.
Поэтому стихи Волошина, написанные почти целый век назад, и сегодня звучат актуально:
С Россией кончено… На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
Благодаря авторам, алкающим славы, русская литература теперь выглядит, как княгиня в парчовых одеждах, которую вывели на заплеванную панель, и всем интересно наблюдать, как с ней будет происходить то, что там обычно происходит.
В теме - судьба русского поэта, можно опереться на статистику :
цифры, констатирующие убийство и самоубийство гениев во всем мире за последние 200 лет, показывают, что русские имена лидируют с большим отрывом - вот где мы воистину “впереди планеты всей”.
Первым русским писателем «новой породы» был Александр Радищев, уязвленный в самую душу тем, что никого прежде да и теперь в России не уязвляло, - попиранием человеческого достоинства! И он заплатил за это сумой, тюрьмой и самоубийством.
Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?
Я то же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
Дорогу проложить, где не бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах…
А.Радищев.
В статье “Искаженная действительность” говорится о том, что Пастернака хотя и травили, но недолго, а после смерти даже издавали.
А Ахматову хоть и изгнали из Союза писателей, но ничего, потом восстановили и даже дали 3000 рублей.
Именно таким оценками мы - старшее поколение, формируем ту мерку, по которой “племя молодое, незнакомое” будет иметь выбор: сначала в репу нам дать боксерской перчаткой, а потом шапочку подарить,
или не дарить, а подойти к нам, сегодняшним авторам, с тем же мерилом, с каким подходим мы к своим «серебряным» предшественникам.
Например, старшеклассник получат тему реферата: “Жизнь и творчество Марины Цветаевой”
Технически подкованный школяр тут же юркнет на Яндекс «домашку исполнять».
А там на самом крупном поэтическом портале -
стихи о Цветаевой, о гибели ее младшей дочери.
(с)
Загаженная – не просто вонь мочи.”
А под этим текстом сотни «одобрямс», и ученик думает: вот она, истина!
Этому можно верить! Ведь и другие поэты одобряют!
Исходя из этого, школяр в рванных джинсах стоит у доски и недоумевает, почему он должен изучать творчество какой-то злобной детоубийцы?!
Не буду аргументировать, развинчивая инсинуацию и невежество этого стишка, но спрошу как можно глубокие исторические и философские пласты, которые я поднимаю, сводить к каким-то местечковым выяснениям?
Разве об это я говорю?!!!!
Любушка, ну неужели Вы не слышите, о чем речь? Это же не слова в воздух, я же пишу!!!
Читайте текст! Меня не интересуют чьи-то посредственные строчки, не имеющие никакой художественной ценности, чье-то частное мнение, не имеющее ни единой весомой мысли - меня тенденция волнует!!! Маятник, о котором говорю -
отношение наше к памяти, к лучшим именам!
Ибо это отношение характеризует, прежде всего нас, как людей, как авторов, понимаете?
Кинули грязь в поэта! Унизили, оскорбили. И где? - на поэтическом сайте! И как себя ведут собратья по перу?
Цветаева при жизни – не получила столько похвал за все свое творчество, сколько несколько низких строк, брошенных ей вслед иммигранткой из Германии - Поноптикум этот возмущает меня, понимаете!?
И почему, чувствуя такую дикую несправедливость, даже не порядочность я должен стерпеть, смолчать? Почему?!
Что понятия о чести, о достоинстве уже упразнены?
Это что - смИшно или бесполезно? - Ведь усмешку вызывает, именно, бессмысленность протеста, да?
Тогда зачем на этом же портале вывесили столько законов о защите чести и достоинства?
Или эти законы не касаются нас? А кого они касаются?
Может хватит уже гордится этой нашей всеобщей придурочностью, которая выражена Тютчевым:
“Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить!”
Если б стишки, в которых говориться “про вонь и загаженность” стояли где угодно - я бы прошел мимо.
Но когда они стоят там, где обитают поэты!!!
Даже, так называемые, народные поэты, которые чтут, ценят поэзию и судьбы ее создателей – это
Стыд, понимаете?
И речь идет ни о том, что та не имела морального права это писать – ее совесть - ее дело!
Речь о нас. О нашем отношении к этому, о нашей нравственности и способности: беречь, любить и защищать то лучшее в нашей культуре, чем мы гордимся перед миром.
А Марина Цветаева - и есть то лучшее, чем одарил Россию Серебряный век.
Сан-Торас 30.08.2013 23:28
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
P.S. Для стихирских "стихослагалиц" от себя могу добавить только одно - шоб вы были так здоровы, как я вас люблю!
Волк Ангел - печать, подпись.