Натолкнулась на высказывания русского философа
Ивана Ильина. Оказывается, даже в школьной программе его труды упоминаются, а высказывания цитируются.
Вот выдержки из статьи о нем:
"Общечеловеческий идеал пуст, ничтожен без национального лица и живого религиозного опыта. «Отречься от национальности — не значит угасить ее на самом деле, но значит пренебречь ею и обречь ее на распутство и гибель... Сквозь национальное лицо проступят чудесные черты вселенского лица»[9].
Это национальное лицо, выраженное в веровании, в характере, в песнях, в обрядах, романсах и плясках, в Пушкине, в Рублеве, в Кижах, в Куликовской битве и Бородинском поле, в Сергии Радонежском и в Кутузове, Достоевском, Шмелеве — всё незаемное, чем мы выстояли и чем мы интересны другим народам, всё это учил нас ценить в себе Иван Ильин, размышляя о нас, сердце его билось вместе с сердцем России, оно было одним и тем же сердцем. Уж он-то знал Запад и вправе был дать жесткий совет: «Плох тот народ, который не видит того, что дано именно ему, и потому ходит побираться под чужими окнами. Мы Западу не ученики и не учителя. Мы ученики Богу и учителя себе самим. Перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру — из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность. И в этом смысл русской идеи»[10].
Не было русского философа, который не высказался бы о русской идее, но мы не найдем более точной формулы, чем приведенная. Кому-то она покажется слишком простой, но история наша имела и западнические реформы Петра, и просвещенческие увлечения вольтерьянством, и западническое марксистское мировоззрение. Так уж повелось у нас, что лучшее виделось там, где нас нет, где-нибудь на стороне, и уж коли разочаровывались в западном пути, то начинали оглядываться на Восток, так случилось с критиками западничества — евразийцами. Среди русских эмигрантов евразийство заявило о себе в 20-е годы полемическими работами князя Н. С. Трубецкого, а последним теоретиком евразийства называл себя Л. Н. Гумилев. Евразийцы обнаружили, что все благие разговоры о прогрессе в культуре, о приобщении народов к более развитому общественному уровню в действительности скрывают высокомерие романо-германской культуры и ее желание подчинить себе все прочие национальные культуры, но евразийцы, устрашившись культурного геноцида со стороны Запада, не заметили, что сами оказались побирушками под чужими окнами. Об этом, с присущей ему четкостью, высказался Иван Ильин: «Подумайте, в самом деле, как всё убедительно и ясно. Весь вопрос о самобытной духовной культуре сводится к тому, куда именно всем шарахнуться: вот двести лет (якобы) шарахались на Запад; ясно, что вышел провал; значит — надо шарахнуться на Восток. Ведь это по компасу — и то уже ясно... Но почему же нельзя без припадания? Разве самобытность не в том, чтобы быть перед лицом Божиим — самим собою, а не чужим отображением и искажением? Ни восток, ни запад, ни север, ни юг... Вглубь надо; в себя надо, к Богу надо!»[11]
Источник -
www.pokrov-forum.ru/science/spiritual_ph...txt/korolkov_4_2.php