Защита ФилидораБашка была полна лирического вздора И жизнь, как резвый конь, неслась во весь опор, И ты меня учил защите Филидора, Я даже по слогам шептала: «Фи-ли-дор».
И нравилось мне всё - и как звучало имя, Что открывало путь, победами маня, И то, что ты со мной играл, а не с другими, Что ты гордился мной, что ты любил меня.
Спокойно объяснял о пешках: «Что неясно? Они идут вперёд, а мы за ними вслед, Они для нас совсем не пушечное мясо, Они для нас залог всех будущих побед.
Есть в пешечной игре особая культура. Попридержи коня! Верни назад ферзя! Побереги в тылу все крупные фигуры, Запомни – до поры их выпускать нельзя.
Не трогай! Пусть пока стоят они на месте. Как ни велик азарт, как кровь ни горяча, Запомни навсегда – гораздо интересней Ворваться в стан врага на пешечных плечах!»
Я торопилась жить, не разобравшись в спешке, Попав в круговорот невероятных дней, Что люди для тебя – всё те же были пешки, Которых ты в игре использовал своей.
Использовал всегда, когда бывало нужно Посеять смуту, бунт, какой-нибудь раздор, Чтоб люди поднялись и выступили дружно, Сыграв в защите - той, что создал Филидор.
Ты схемы рисовал: «Толпе нужны герои. Герои и толпа – они должны совпасть. Пусть даже отмывать придётся от помоев Какую-либо гнусь отпетую и мразь.
А если подвернётся кто-то поприличней, Идеями добра и света одержим, Так этот вариант для нас вообще отличный! Хотя… В такой игре все средства хороши.
Вот первые пройдут, другим расставив вешки, Очередной падёт противника редут, Ещё - быть под рукой должны такие пешки, Которые везде союзников найдут.
Они чудесны так в своей наивной вере, В желании своём бескровно победить, Что (чем не шутит чёрт!) – им открывают двери Чужие, и дают себя уговорить.
И если повезёт - тогда единым махом Мосты, чтобы понять друг друга, наведут. Им только бы суметь избавиться от страха, Что их не захотят, не примут, не поймут».
И в гору шли дела, и достигались цели, И пешки шли вперёд, построившись в ряды. Пока они других держали на прицеле, Ты мог, не торопясь, обдумывать ходы.
Бросались пешки в бой - и яростно сносили, Сметали всё с пути, ликующе крича. А ты питался их энергией и силой, Врываясь в стан врага на пешечных плечах.
И понимая всё, я продолжала верить В то, что играть людьми есть множество причин… Ты научил меня входить в любые двери. И наводить мосты. И подбирать ключи.
Не проявлять в игре - ни радости, ни гнева, Ничем ни выдавать – ни страх, ни боль свою… Не я ли там стою, на чёрной клетке, слева?
Пожалуйста, скажи! Не я ли там стою?
Количество просмотров: 1819
24.02.2017 10:47
|
© Клуб тёти Вали Сидоровой | |
Комментарии
ПРЕВОСХОДНО!!!
И вот стою с немым вопросом – к павшим
и выжившим – у вечного огня:
не проходил ли в том последнем марше
хоть кто-нибудь, похожий на меня?..
Я думаю, что для человека вообще существует только два пути - либо зависать в иллюзиях и запутаться в них окончательно, либо избавляться от них.
Мудреете понемножку, Дэни?) Если так, то я этому РАд.
МиРА нашим домам. Ваш Волк Ангел.
Простите, не было возможности ответить раньше. Я рада, что Вам этот текст всё-таки увиделся стихами. Впрочем, Вы всегда были ко мне снисходительны.
Аню не кусайте, пожалуйста.) Любое мнение имеет право на существование. Тем более, что она не сказала мне ничего плохого. А про звёзды в художественном плане я поняла так - что речь идёт о некоторых достаточно тяжеловесных моментах, которые появляются в середине. Я их вижу, но как сказать иначе - не знаю. Пока не знаю. Может быть, я ещё вернусь когда нибудь, через какое-то время к Филидору, и что-то для меня прояснится, и тогда я выправлю всё то, что сейчас видится мне неуклюжим.
На Ваш вопрос "Мудреете понемножку, Дэни?)" мне ответить сложно, так как бес противоречия буквально подталкивает меня под руку написать - Да что Вы? Дурой была, дурой и осталась.)
И ещё - мне нужно кое-что прояснить. Я думаю, что всё-таки обидела и рассердила Вас в мае. Хоть совсем не хотела, и не собиралась этого делать. Но уж сложилось так, как сложилось. Теперь спрашиваю - что мне всё-таки делать с Бонапартом? Я тогда сказала Вам, что сомневаюсь. Сомневалась я вот в чём - я переживала, что прозаический текст композиции "задавил" само стихотворение. А ведь ради него всё и затевалось. Недавно переслушала - вроде бы нет, стих не задавлен, наоборот, держит всю композицию на себе. Вам совсем не понравилось то, что у меня вышло?
И можете называть меня Элей, если хотите. Мне эти прятки и бегство от себя уже немножечко поднадоели. Не буду же я вечно прятаться и отступать. Где-то всё-таки следует остановиться.
Мира нашим домам, Волк Ангел.
Ваша Э.Ф.
Ну раз Вы опять Эля, то уж кто-то, а Вы могли бы понять, что никакой снисходительнос ти по отношению к Вашим стихам у меня нет, они мне просто нравятся. А про всякие обиды и сердитости – это не ко мне, поскольку уже писал, как я отношусь к привлечению дам в акульи игры, когда они переходят в реальную плоскость. По сути, эти Ваши стихи мне показались неким переосмыслением того, что Вы писали в "Балагане". Поэтому я и подумал, что помудрели). Напротив, Элинька, это я всё время выбирал слова, чтобы Вас ничем не обидеть, как, например, в разговоре о "пуриме". Я писал-писал, спецов привлёк с хорошим переводом и с хронологией мифологии, чтобы самому составить мнение, а Вы всё равно, как мне кажется, обиделись, хотя я мог бы сказать гораздо резче, раз уж этой историей до сих пор пудрят мозги в реале миссионеры-джидаи.
А теперь о Бонапарте. Я здесь напишу. Хорошо? А то у меня опять почта барахлит, надо чистить.
Эля, Вы знаете, что мне всегда нравилось, как Вы декламируете – и мои стихи, и стихи Иры Валериной, НО! эта композиция и декламация с Бонапартом не понравилась. Вы ведь мне её перекинули где-то в середине мая. Ответить коротко без объяснения я не мог, Вы же думали, читали, а я всегда Ваши декламации воспринимал, как подарок. Середина мая – это конец учебного года, строительный сезон, координация проектирования коттеджных посёлков, летний отдых с семьёй, несколько командировок, подготовка к началу нового учебного года. Элинька, я вообще на четыре месяца отключился от открытой зоны инета и неделовой почты. Так что, извините меня.
НО! самое главное, что не понравилось – сама композиция. Эля, Вы там коротенькую историческую справку, которая у меня на странице, удлинили, пытаясь рассказать об отношениях Наполеона и Жозефины. Воспоминаний современников много, НО! есть воспоминания-дн евник самого Наполеона, который он диктовал Маршану на острове Святой Елены. И воспоминания самого Маршана о Наполеоне.
А Ваша, Элинька, выборочная подборка искажает реальную историю Бонапарта и Жозефины в динамике. Вот так и облитературивае тся реальная биография и реальные отношения, лепятся красивые мифы. И потерян тот единственный момент, который отражён в письме. А искажение реальной динамической истории отношений двоих, ведёт к непониманию причин и следствий, и как результат, к искажению истории в целом, ведь это всё-таки Французская революция, к которой сам Бонапарт имел опосредованное отношение, он в неё попал, как кур в ощип. А про Жозефину, "мадам свободу" - это вообще отдельный разговор). На самом деле действительной любовью Бонапарта была великая Франция, а любовью Жозефины – роскошь и аристократическ ие "кружевные труселя"(фигура речи), ради которых она могла пойти на что угодно, чтобы получить желаемое, время-то революционное, смутное.
Сейчас эта облитературенна я самодеятельными биографами история особенно в тренде, во Франции от Ротшильдов вытащили из тени кандидата в президенты. Это молодой финансист, которого женили на старухе, поскольку основной электорат пожилые дамы, вот они и рукоплещут "романтической любовной" истории, которую сочинили для них СМИ, чтобы они, зависнув в инете и "лайкая", примеривали эту замануху на себя. Раньше были "почта, телефон, телеграф", а сейчас интернет и пошлый голливуд. Кукловоды загоняют мир в извращения и хаос, а Россия стоит на пути, как камень-Алатырь, спокойно и сосредоточенно. В одном из "Бесогонов" Никита Михалков говорил об этом русском сосредоточении.
Так что, Элинька, я со своим несовершенным стишком не хочу быть никаким боком причастным к этому мифотворчеству. Не обижайтесь на меня, пожалуйста. Хорошо?
Далее. Аню я ничуть не "кусаю", я просто невнимательно читал и приписал ей Ваши слова. Извинился.
Прозу Анину, когда захожу в клуб, читаю, вот "пуговки" мне очень понравились, а её романтическая история "почитай мне стихи", с моей точки зрения, кое-где грешила незнанием предмета, о котором она попыталась писать. Сейчас увидел, что эту публикацию Аня убрала, может быть, на доработку. В её рецензиях всё моё "кусание" осталось, НО! по-моему, оно в меру и по делу. Вот где-то так.
МиРА нашим домам, Эля, и безопасности нашим близким. И РАзума.
Ваш Волк Ангел.
А вообще, с моей точки зрения, в подобных стихах, как этот у Дэни, чем их меньше, тем лучше. Я так думаю).
Теперь поняли?)
И ты меня учил защите Филидора,
Я даже по слогам шептала: «Фи-ли-дор».
Мне приятно, что Вы похвалили стих. И отметили Вы то, что мне самой кажется неплохим. Но вот в середине текста вся эта лёгкость исчезает, стих тяжелеет и становится каким-то неуклюжим. Может быть, когда-нибудь удастся исправить и сказать по другому.
Благодарю Вас ещё раз.
Можно цитировать практически с любого места:
"Они чудесны так в своей наивной вере,
В желании своём бескровно победить"
И признание:
"И понимая всё, я продолжала верить
В то, что играть людьми есть множество причин…"
Зачем же сожалеть о роли пешки, если "... жизнь, как резвый конь, неслась во весь опор"? Даже если жизнь неслась не туда. Крупные фигуры и "летят" по-крупному.
А вот то, что в этой игре приходится подавлять эмоции -эт да, это тяжело. А может, в теннис играть попробовать?))) Или вообще, плаванием заняться? Одиночным.
Про нехватку звёзд в художественном плане) - один мой друг всегда говорит, что в стихах такого рода я больше выгляжу как публицист, а не как художник.) Вероятно, так и есть. Тем более, что вот именно этот текст как-то неровно мне давался. Временами я просто понимала, что слова не слушаются меня, что я никак не могу передать смысл того, что я действительно хочу сказать. Поэтому замечание Ваше принимается целиком и полностью.
И - нет сожаления о роли пешки. Сожаление о другом. Она очень любила его, доверяла ему, а он сделал её очередной пешкой. Хотя, возможно, что и он любил её, и выделял из всех, и по своему желал ей добра. Возможно, делая её своей пешкой, он готовил ей в будущем роль ферзя. Кто знает?) Но в защите Филидора всегда есть только один выигрывающий - сам Филидор. То есть тот, кто разыгрывает партию. Фигурам же победа не присуждается, даже если это крупные фигуры.
И большое спасибо за подсказки про виды спорта.) И то, и другое мне нравится, занимаюсь по мере возможности. А эмоции подавлять я, наверное, никогда не научусь.) Хотя когда-то, давным давно, мой классный руководитель ругала меня за отсутствие каких-либо эмоций, за инертность и тому подобное. А я просто застенчивой была очень и боялась людей. Мне проще было камушком прикинуться, только чтобы не трогали, только чтобы мимо прошли.)
Ещё раз спасибо Вам, Аня.
А о "не слушаются слова" - так я уже давно в прозу перешла. Вроде бы начали слушаться)))
Да, я читаю Вашу прозу. Думается мне, что проза требует большой усидчивости, терпения, внимания, её сложнее писать, чем стихи. Рада, что слова слушаются Вас. И чувствую себя немного виноватой перед Вами. За то, что Вам были нечаянно приписаны мои слова про публицистику. Я всегда переживаю в таких случаях. Извините пожалуйста.