Главная


 







Безымянная звезда. Открытка для Аглаи

Автор: Тётя Аня     Категория: разное



     Говорят, что сегодня встречают Новый Год по-китайски. Что ж, для Аглаи я припасла открытку. В конверт не кладу. Мне не жалко - пусть еще кто-нибудь прочитает.  


      Я и раньше не была любителем просмотра фильмов, а в последнее время - тем более. Это я к тому говорю, что посмотреть два раза фильм «Безымянная звезда» - это для меня  почти подвиг. Почему два раза? Потому что я человек настроения, и суждения мои иногда от него зависят. Только ты, Аглая, не подумай, что я вымучивала эти строчки – напротив, мне было очень интересно окунуться в ситуацию, которая схожа с моей с точностью до наоборот. Но не обо мне речь.


         Пишу для тех, кто фильм уже посмотрел, поэтому не делаю упора на содержание. О чем этот фильм? Так просто и не скажешь. Фабула незамысловата, тем более, что действующих лиц немного, и все они... – люди. Нет провалов/телепортаций в потусторонние и параллельные миры, мистики и  братьевстругацевских заморочек, которые на любителя. Простенькая - комедийная, даже водевильная, музыка. Но какой глубокий психологизм!


        Некто Мона, которую играет Анастасия Вертинская (а фильм снят по мотивам пьесы румынского писателя Михаила Себастьяна) закономерно случайно попадает в другой для себя мир – мир провинциального городка. Сразу видно, что дамочка взбалмошная. Не знаю, кто как, а я люблю таких людей, с живой мимикой, пусть даже без проблеска интеллекта, но любопытных и жадных до жизни. Из полунамеков, из слов провинциалов и самой Моны ( да и что там -  из названия) понимаешь, что для полусонного городка, живущего предсказуемой размеренной жизнью, эта («называйте как хотите») мадам или мадемуазель – звезда. Но только потому, что она из другого мира – «развратного» мира, блеск которого, хоть и осуждается, но манит, притягивает - как никогда не останавливающийся на станции дизельэлектропоезд.



        Судьба  сводит героиню не с типичными, «стадными»,  горожанами, для которых, пожалуй, этот дизель и походы в кино по средам, вкупе со сплетнями, являются единственным развлечением. Её, неожиданно для себя, приглашает переночевать местный учитель астрономии Марин Мирою (Игорь Костолевский), просто по-джентльменски и из сострадания. Мона совершенно по-детски удивляется необычным для неё вещам,  понимает, что никогда раньше не смотрела на звезды. «Что же у вас за жизнь, если у вас нет времени, чтобы посмотреть на звезды?» -  поражается  Мирою.  А ведь  так не только в мире, в который уносит дизельэлектропоезд. Мирою и в своём мире изгой. У него почти нет друзей – только не от мира сего музыкант Удря и … мышонок. Странно, что в него не влюблены его ученицы. Даже Мона, знающая его всего несколько часов, признаёт, что им повезло, что у них есть такой учитель. Она довольно-таки оригинально выражает своё отношение к вещам, которые просто рядом с Марином: «Да, в таком переднике (который ненавидит ученица), можно быть счастливой». Вообще, замечательная сцена: перебивая друг друга, одна восхищается платьем из яркого «развратного мира», другая – форменным передником, наверное, всё-таки, символом серости и одинаковости.  Но и та и другая считают, что можно быть счастливым, только что-то изменив.


       Наивны и трогательны, хотя и вполне укладываются в рамки флирта уловки Моны с «ой боюсь мышонка», чтобы оставить Марина на ночь рядом. Миленько и пасторально её пробуждение, утреннее умывание у колодца, её мальчишеские присвистывания в знак удивления,  трогателен букетик полевых цветов. Но я-то пишу эти строки, уже посмотрев фильм до конца. Мне так и не терпится впустить в своё повествование Грига. Да-да, у дамочки есть законный супруг, который потратил на неё три года и целое состояние. Хороша сцена – Марин просит руки Моны у её мужа, которого она вынуждена представить как брата. Мона то и дело бросает в сторону мужа, с любопытством и удовольствием включающегося в игру, реплики о том, что он гадок, смешон, что он болван. Но Григ в исполнении Михаила Козакова отнюдь не смешон. Да, он циничен – а что ему прикажете делать в этой (действительно!) водевильной ситуации? Мона («немножко духов, уйма лени, чуточку фантазии») от него сбежала без денег, её ссадили с поезда за безбилетный проезд, он её разыскал. Но не из-за того, что он за неё волновался. Хотя, нет – он волновался за свои вложения в неё. В его лексиконе нет таких понятий, как любовь и счастье.



       Приезд Грига, «разбор полётов», откровения Моны, о том, что они ведут никчемную жизнь – о, да тут можно через фразу цитировать! Оказывается, ей в жизни не хватало … Большой Медведицы и того состояния, которое Григ охарактеризовал, как сумасшествие. Разве может в здравом уме избалованной купаниями дважды в день в воде температуры 36,6 (и ни десятой меньше) женщине нравиться умывание у колодца и букет «из петрушки и моркови»?


        А мадемуазель Ку-ку! Как сказал Григ? Это не человек, это аргумент.  Это аргумент против того, чтобы стать провинциалкой. У неё даже нет имени! Она его потеряла.  Бедная мадемуазель Ку-ку, каким монстром её выставляют! А ведь она неравнодушна к Марину.  Впрочем, наверное, только потому, что они коллегии поблизости нет никого  более достойного внимания. Её нисколько не интересует то, чем он занимается.  Она-то не смогла подобрать к нему ключика, настроиться на его волну. Я вообще думаю, что на таких  тихонь с глубоким омутом, как Марин, как раз и западают взбалмошные дамочки.  Но – вспышкой. А потом остаются для них невидимой, но существующей звездой – а этим маринам - с ударением на "ма"  - большего, похоже, и не нужно.  


       «Здесь такая тоска!»  - бросает мадемуазель Ку-ку последнюю песчинку на чашу весов в пользу  привычного для Моны мира, и та, как безвольная марионетка, возвращается в «никчемную, но удобную жизнь», к Григу. Потому что "ни одна звезда не сходит со своей орбиты". Кто-то будет осуждать её за это?


      Знаешь, Аглая, я хотела как-то причесать свои мысли по поводу. Не очень-то это у меня получилось, но я готова побеседовать с тобой на эту тему. Там, конечно, из уст начальника станции, который всем дамам говорил: "Целую ручки", мельком еще одна мысль прозвучала (неточная цитата): "Не читайте книг, от них всё зло". Но это уже другая тема.

Количество просмотров: 2255
07.02.2016 21:26

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить...
 (Вводите цифирками)

Комментарии  

 
# Аглая 08.02.2016 22:43
Ух ты! Спасибо тебе, друг мой. Цельная большая открытка и вся мне.) Приятно.)

Что скажу тебе: молодец, что фильм посмотрела дважды, молодец, что вообще его посмотрела, и конечно, молодец, что поделилась выводами. Побеседовать с тобою далее на заданную тему я не просто хочу, а очень хочу. Но одна незадача: я возвернулась к трудовым будням. Приходится кой-чего навёрстывать, сижу ночами напролёт и таращу в монитор очи, шо твой филин. То я за птичку, шо на твоём плече, речь веду.)

Обстоятельно побеседуем дня через два, а то и три, не ранее. Ты уш дождись меня, открытку никуда не девай. А щас я тебе только вот чего скажу. Фильм этот случай особый. Пиесу под фильм сильно переделали. Но это был именно тот случай, когда фильм оказался лучше, чем пиеса.
Сочинял её автор в 1943 году, зимой. Писал, а сам почти умирал от голода и страха. Он и впрямь голодал, и жить ему было не на что. А страшно ему было оттого, что в любой момент жизнь его могла оборваться. Ведь по настоящему его звали не Михаил Себастьян, а Иосиф Гехтер. Он еврей, идёт война, в Румынии хозяйничают немцы. Можно поплатиться жизнью за то, что ты просто помогаешь еврею. А его театральные друзья пошли на риск, заказав ему пьесу.

Когда прочитали первые два акта, труппа визжала от восторга: кто автор?! Сначала придумали, что автор некий учитель Минку. Но актёр, который должен был играть Марина, стал обходить все школы в поисках учителя Минку. Он хотел задать ему вопросы, касающиеся роли. И вот тут стало ясно, что никакого учителя нет и в помине.

Бедняга Иосиф - Михаил дописывал пьесу, а в театре уже в самом разгаре шли репетиции "Безымянной звезды", а над руководством театра сгущались тучи: кто автор? Почему они скрывают его? Власти поставили ультиматум: или театр называет автора, или премьеры не будет, но зато будет тщательное разбирательство . В результате удалось выкрутиться, соврав, что автор пьесы - это муж одной из актрис.

И вот задаюсь я, друг мой, Аннушка, одним вопросом: как в этом страхе, в этом мраке беспросветном, можно было написать такую удивительную, такую лёгкую, воздушную пиесу, как "Безымянная звезда"? И какое чудо, что Михаил Казаков, случайно узнавший про эту пиесу и влюбившийся в неё с первого же мгновения, как только прочёл, сумел поставить по ней фильм. Чудесный фильм, после которого хочется смотреть на звёзды.
Об остальном договорим, когда вернусь.

Обнимаю. Твоя тётя Аглая.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Аглая 08.02.2016 23:41
"Тю, шо я свыстю?!" (с) Конечно, не поставить фильм, а снять фильм!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Тётя Аня 09.02.2016 11:53
Наверное, то, что фильм снят по пьесе, о многом говорит: актерам есть чего играть)))
Истории написания не знала, спасибо. Старалась по минимуму читать комментарии к фильму (именно к фильму, хотя знала, что до сих пор ставятся - и успешно - пьесы).

До встречи.
PS А когда страшно,мне кажется, светло мыслить могут только светлые люди.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

 

 
 
© Клуб тёти Вали Сидоровой