Религиозность или фанатизм. Эмпирически идеологию и религию объединяет некая коллективная обособленность, клановость и стадность. Но религиозность – индивидуальное переживание, а не коллективное. Братства и общины – эмпирический эрзац религиозности. Чем громче пастыри кричат о гордыне, гоноре и самости, тем вернее переходят от религиозности к идеологии. Сектанты и футбольные фанаты имеют внешние религиозные признаки: там, над полем – в пересечении их взоров существует общий идол в виде флага или вымпела возлюбленной команды. Таким образом, религиозность, на первый взгляд, не более чем градус поклонения. Суеверие, однако, никогда не являлось синонимом веры. Есть чувство долга – когда не должен никому. Есть чувство страха – когда ничто не угрожает. Есть благодарность – ни за что и никому. И есть чувство вины – перед убитой мухой… Отсутствие абстрактной благодарности и долга, отсутствие вины и сострадания – вот главное отличие фанатизма от религиозности. Религиозность – это всё же вера, а не убеждение. Как можно быть убежденным в том, чего в реальности увидеть невозможно. А то, что часто грезится в интуитивных переживаниях, в беспокойных сновидениях, пусть таковым и остаётся - без претензии на объективную данность бытия... "Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его, как сон. /…/ Что общего у мякины с чистым зерном?" (Иер.23.28-32). .
Количество просмотров: 536
02.05.2015 04:53
|
© Клуб тёти Вали Сидоровой | |