Воспоминания о Я Добровольского А.А.
Человек, транслирующий своё «Я»
активно, находится только на пути к его окончательной кристаллизации
потому, что если бы он чётко обозначил его в самом себе, то прекратил бы его
трансляцию, выражающуюся в желании власти, богатства и славы, и приступил бы к
альтруистической самоактуализации, выражающейся в стремлении сделать мир лучше
за счёт себя, а не за счёт других. К сожалению, Алексей Александрович
Добровольский, сам себя нарекший в конце своей жизни Доброславом, так и не смог
достичь того, к чему сам я всемерно стремлюсь. Именно поэтому, здесь на
Проза.ру и Стихи.ру воспринимают его весьма противоречиво. Злопыхательствующий
русофоб с польскими корнями Роман Днепровский в своей журналюжной писанине
«Волхвы с Лубянки» обвиняет его почти во всех грехах, «перекрестив» в
Александра, утверждая, что он уже в 1970-тые стал «волхвом» и уехал в вятские
леса, где с сыновьями посредством кэгэбэшной «крыши» внушал страх аборигенному
населению, хотя он договорился с ним посредством водки только в конце
«антиалкогольных» 80-ых и начале 90-тых. С другой стороны русский патриот Игорь
Дьяков в своей статье «Мученики за расу», ставшей предлогом к написанию этого
произведения мемуарной направленности, называет его «старейшиной русского
освободительного движения». А, между тем, Алексей Александрович, остался
в моей памяти, как человек незаурядный и своеобразный, не лишённый как
достоинств, так, и недостатков, публиковавший на Стихире свои очень даже
неплохие стихи, на которые я писал ему положительные и приветственные отзывы,
но от меня "открестившийся" (не знакомы, мол!). Он даже ник свой
"Доброслав" с фотографиею на оном после этого сменил на «Алексей
Дмитриевский», а фото убрал. Вот, его последнее стихотворение, написанное под
этим последним его ником, опубликованное им на Стихире:
"Кто
я?" Алексей Дмитриевский
Кто я?
Имя, фамилия, отчество,
Год
рождения, цвет волос?
Бесталанность
и муки творчества…
Вечный
стресс и житейский психоз…
Воспитание,
образование,
Детский
сад, школа да институт…
Вечеринки,
друзья, компании…
Интересы,
работа, труд…
Темперамент?
Характер? Чувства?
Память?
Мысли? Поступки? Слова?
Всё не
то. Это – маска. Грустно…
Не
понять. Лишь болит голова.
Вновь
себя да небо ночное,
Потерявшись
в такой кутерьме,
Вопрошаю
безмолвно: «Кто я?»
А
ответа всё нет и нет…
http://www.stihi.ru/2012/08/23/428
Вот,
мой ответ на него, который я написал под забаненным ныне ником Экспромтер:
Рецензия
на «Кто я?» (Алексей Дмитриевский)
"Я"
- осмысленная всецелость
Заключённая
в нас самих,
Не во
всех, но сказать осмелюсь,
Что её
много кто постиг.
Да,
постиг, а не понял нудно,
Зазубрив
теологий бред,
"Я"
- немыслимо многолюдно,
Не
делимо на "тьму" и "свет".
Внешне
частности торжествуют,
А
внутри - то, что им претит,
Бога
нет в храмах туфтодуев!-
Там -
придуманный "Вечный Жид"!
Вопросительный
знак распял
Очень
много несчастных "Я"!
Экспромтер
12.09.2012 21:41
https://www.stihi.ru/
Познакомился
я с ним в 1985г. через Виталия Иванова - моего соседа-приятеля, историка по
образованию и диссидента по убеждениям, за которого Добровольский заступился в
камере, где им вместе пришлось отбывать срок за свои убеждения, организовав
коллективную расправу над одним огромным «богоизбранным» созданием,
занимавшимся систематическим унижением и истязанием сокамерников. Он первым
шарахнул этого «псевдоголиафа» аллюминевой тарелкой во время обеда, ссадив ему
до крови голову, а остальные со мстительным удовольствием присоединились к
нему, надавав тумаков «за всё хорошее и за неделю вперёд». Как утверждал потом
Виталий, «псевдоголиаф» после отсидки очень сожалел о своём «нецивилизованном»
поведении, в чём и сознался ему при их случайной встрече… Наша первая встреча с
Добровольским сопровождалась интереснейшими беседами на философские и политические
темы и изрядными возлияниями... Будучи убеждённым вегетарианцем, Алексей
Александрович отдавать должное Бахусу не забывал. Провожая его домой, на
Каланчёвку, где у него была квартира, мы встретили одного подвыпившего
хиппи(?) с которым они вместе пытались исполнить "Серенаду Солнечной
Долины"... и получилась бы почти идиллия, но уже прилично пьяный
Добровольский, одетый в защитного цвета плащ, черные брюки и рубашку цвета
хаки, удивительно проворно и звучно "зиганул", на что
"хиппи" отреагировал вполне по-советски, заявив:"Ненавижу
фашистов!" С большим трудом мне удалось их развести по сторонам, т.к. и
сам я был в изрядном подпитии... Это было весной 1985 г.. Потом, в 1989г. я
увлёкся «неоязычеством» и опять же через Виталия второй раз встретился с
Добровольским весной 1990 года на «Ярильских торжествах"… Меня ещё
поразило то, что Виталий, узнав о моём желании встретиться со внезапно
«ородноверившимся»* Добровольским, передал мне его вопрос: «А ЧТО Я МОГУ
ДАТЬ их «организации»? Я ответил, что пока только свой интерес ней. Так
или иначе, но мне удалось попасть на вышеозначенные торжества. Он тогда был при
параде и ...сыновьях. На его шее висело ожерелье из детских молочных зубов, а
сам он был в белой, расшитой красными свастиками и другими солярными знаками
рубашке. С ними был А.Белов "реконструктор" "славяно-горицкой
борьбы", который мне сразу не понравился. Моё отрицательное о нём мнение
ещё более закрепилось после того, как он бросил праздничное действо ради того,
чтобы повторить его основные и СВЯЩЕННЫЕ моменты перед японскими репортёрами(!)
Сам же Добровольский был совершенно очарователен, источая радость и благодушие.
Я помню свой сук, положенный в костёр, разведённый при помощи солнца и лупы,
который посвящался Сварожичу, воздетые к солнцу и небу руки "волхвов"
и прекрасный клич: "Отчие Боги, вернитесь на Русь!", обряд
«раскрещивания», который надо мной, тогда ещё не крещённым со вполне языческим
именем Мстислав, не был произведён… А потом Добровольский, допив брагу из
братины, прошедшей «по кругу» замечательно пел казачью песню "Любо,
братцы, любо!"... С тех пор мы с ним часто встречались на неоязыческой
ниве. Вот основные эпизоды. Я, Андрей (Наволод) и Добровольский встречаем на
ВДНХ «патриарха антисионизма» Валерия Емельянова, который смог размножить по
своим каналам (дело «секретное»!) его произведения "Стрелы Ярилы",
"Русский ответ на еврейский вопрос" и "Арома-йога" (самое
замечательное произведение из всего перечисленного). Емельянов тогда был уже
сильно потрёпан своей отсидкой и, неся в сумках размноженные произведения друга
по убеждениям, передвигался с видимым усилием. Добровольский издали заметил это
и почему-то прокомментировал: "Да, сдаёт, Валерий", на что не
слышавший это Емельянов, уже подошедший к нам троим, сказал ему, поздоровавшись
со всеми: "Ну, что?- всё я тебе напечатал! Только кое-что пришлось
убрать!" "А, что именно?" - спросил Добровольский. "А, вот,
это: "Вонзив вампиру в горло нож, Мы снова скажем:"Мир Хорош!"-
Нельзя такую х..ню печатать!» И с нарочито утвердительной интонацией добавил: «
М-дак ты!-М..даак!" Все, кто знал В. Емельянова, хорошо помнят это его
фирменное "М-дак ты! М-даак!...Замечу, между прочим, что мне он такого
никогда не говорил, хотя, обсуждали мы с ним немало разных спорных
вопросов...На одной из моих квартир я с Добровольским принялся собирать в
"брошюры" его, "отредактированные" В.Емельяновым, творения.
Времена были, как известно, "антиалкогольные", а выпить Добровольский
любил и тогда. В перерыве между нашими делами и разговорами на языческие темы,
он достал с большим трудом добытую чекушку водки и стал её употреблять. Я тогда
не пил вообще, но он, памятуя о моих прежних "способностях" на эту
тему, вдруг, заявил мне, приютившему его на неделю: "Я тебе не налью -
самому мало!" Почти в это же время нарисовался мой родитель, которого я
усадил за наш стол, и всё как-то само собой уладилось. Папаша громко начал
выражать своё мнение по разным актуальным тогда темам, я пытался вставлять
кое-какие слова... а Добровольский молчал... не проронил ни слова, продолжая
одиноко допивать свой «чекунок». Когда мой папаша испарился на своей очередной
машине, Добровольский, который был его старше лет на пять, глубокомысленно
умозаключил: "Мимика и жестикуляция у него какая-то не русская, а
романская..."Тачка", "бабки" - живчик!..Ничего, приползёт
ещё к тебе, старый маразматик" Всё сказанное этим "потёртым
мужичком" (так мой родитель потом о нём приватно отозвался) было абсолютно
"в точку". На все сто. В том же году я встретился с Добровольским, когда
мне пришлось его защищать от уголовников, с которыми он повздорил в ресторане,
находившимся прямо в его доме на Каланчёвке. По словам Алексея Александровича,
те достали его нелицеприятными комментариями:"Общество Память"!
"Да, общество "Память"!», взревел он, и запустил в них бутылкой
из-под шампанского...После возникшей потасовки противные стороны разбежались,
чтобы не стать добычей "ментов". Но домой-то, надо было
возвращаться...А его рослый сын Сергей почему-то не захотел его проводить, на
всякий случай заявив: "Ты шум устроил, сам, и разбирайся"..Пришлось
мне с ножом наперевес идти впереди по тёмной лестнице, а за мной, как виноватый
ребёнок, трогательно поднимался Добровольский, благодарно улыбаясь..Эх,
дети-дети...Общество "Память"!-знала бы эта уголовная "шерсть",
что "Памятей" разных тогда было штуки четыре. Добровольский и я были
в "языческой", самой первой, основанной Валерием Емельяновым как
"Всемирный Антисионистский и Антимасонский Фронт" с таким названием.
А были ещё Сычёв, Осташвили и Васильев, которого он очень недолюбливал за
"православие", называя того за полноту "машкой"."Вот,
на тюрьме о таких так говорят, когда увидят: "О, "машка"
пришла!Маша, Маша!- и в карты играть – на то, кто первый её ...будет!" В
тюрьме Добровольский последним никогда не был, и когда его как
"интеллигентного" арестанта посадили к двум проворовавшимся
ментовским чинушам, которых он по неведению сначала забоялся за их вежливое
"здравствуйте", ведь, вежливость в этом мире означает одно: тебя
будут либо бить, либо убивать, а потом, поняв что к чему, застучал по двери с
криком: "Начальник, переведи меня в нормальную камеру к нормальным
людям!" И, надо отдать должное "начальникам", они его перевели
туда, куда он их просил.... Однако, столкнувшись в ДК Железнодорожников с «превосходящими
силами противника» в лице молодых сторонников Васильева, пообещавшими
отдубасить его за то, что он сказал в их присутствии, что Иисус Христос - жид
обрезанный, заявил им, указывая на милиционера с дубинкой: "А сейчас
демократия!- я могу говорить, что хочу! Вот, он (милиционер) будет меня
защищать!-Верно?"- Милиционер кивнул в ответ… У нас с ним была переписка.
В ней мы делились с ним опытом общения с товарищами по «неоязыческому
движению». К своей чести могу сказать, что он, годящийся мне в отцы, соглашался
со всеми моим характеристиками, которые я дал им… Потом, я захотел купить дом в
"Весенёво", где он обосновался со своей новой молодой женой приятной
интеллигентной наружности, у которой сыновья были – «классические евреи» по
мнению Добровольского. «Даже кожа у них на руках в мелких пупырышках, как у
самых махровых!» - заметил он с видом знатока. «Евреи, евреи! Кругом одни
евреи!» - никуда ты от них не денешься, не убежишь, «…не задушишь, не убьёшь!».
В поезде я ехал с Борисом - его знакомым и ..кришнаитом(!), который предложил
мне выпить водки за «стремление к сознанию Кришны». В результате были
опорожнены две бутылки – одна моя, другая его, чем очень был огорчён
старший сын Добровольского Сергей, знавший, что эта «алко-валюта» в Шабалинском
районе самая ходовая. Борис переезжал туда со всей своей семьёй - дочкой и
женой, имевших подозрительно "семитский" вид. Когда я полушутя
намекнул Сергею об этом, он серьёзно ответил : «Ты евреев не видел!» Ну, вот,
мы приехали. Дело было зимой. Дом, предложенный мне, был в таком состоянии, что
переезжать туда вместе с двумя детьми и женой было невозможно...Одна знакомая
Добровольского Жанна..предлагала ему построить археологическую реконструкцию
этнического общего дома-поселения...но, куда там!- И потом: "бытие
определяет сознание" - все, живущие там в то время,
"неоязычники" разругались в пух и прах на совсем
деревенско-христианский манер, заведя друг против друга кавказских овчарок и
отгородившись крепкими заборами... До меня к нему приезжали две женщины средних
лет из «патриотического движения». Но они там тоже не задержались. Одну из них
я знал, и слышал от неё нелестные отзывы в адрес Добровольского. Как-то я
сказал Добровольскому об этом. Он, смеясь, отвечал мне совершенно замечательно:
«Хорошо, что, хоть, только «жидом» назвала, а не круче! Ведь, она ко мне
приезжала, чтобы выйти за меня замуж, целый ящик гвоздей приволокла, такие
сиськи привезла, а тут у меня жена молодая!» Не знаю, как у него сложился
его второй брак…но его младший сын от первого брака был очень похожим на него,
в отличие от старшего, и отношения его с новой супругой отца были исключительно
тёплыми на довольно-таки прохладном общем фоне… Когда Добровольского
спрашивали: какой вуз он кончал?- он отвечал так: «Я семь лет в тюрьме в штаны
кончал!» Странное совпадение. Мой отец провёл «в местах не столь отдалённых»
тоже семь лет. И умерли они в мае. Отец
в 2009-том, а Добровольский в 2013-том. В нём вообще было для меня
что-то близкое и родное, но вместе с тем и совершенно чуждое, в точности, как и
в моих отношениях с отцом… Запомнилось мне его выступление на одном «неоязыческом»
сборище. Организовал его Владимир Корчагин – основатель «Русской партии»,
выступающий за создание «Русской Республики». Там я услышал из уст
Добровольского, что «Велесова Книга» имеет такое условное название потому, что
начинается со слова «в лес». Помню, когда я его провожал в очередное
путешествие из Москвы в Весенёво, на вокзале, ожидая поезд, он мне сказал:
«Брось ты всё это... своё ведовство, «урбаническое язычество»! Сам живи и
другим давай!» Конечно же, он видел во мне «конкурента» в точности, как и мой
отец, ревновавший меня к тем же интересам, которые когда-то и привил мне. Добровольский
был мне духовно ближе, чем мой родной отец, но он хотел почти во всём походить
на своего кумира Гитлера – властолюбца, подготовленного к карьере тирана избаловавшей
его матерью, а потому, в конце концов впал в заурядный фольклоризм, растеряв
при этом остатки своего личного мистического опыта. Свой мистический опыт я
хотел преобразовать в разновидность ведовства –«урбаническое язычество», с чем
он, конечно, согласиться не мог потому, что ненавидя таких, как Сталин,
обозванный им «черножопым тираном, в правление которого в Москве птицы не пели,
а только вороны с карканьем летали», он сам хотел, хоть, где-нибудь стать его
«гитлерообразным» подобием, впрочем, как и мой родитель… В последний раз воочию
я увидел Добровольского в окне троллейбуса в 1999 или 2000 году где-то в районе
бывшего Птичьего Рынка. Я был тогда с дамой, и, может быть, поэтому он
"вежливо" не ответил на мой приветственный знак. Я ещё немало удивился
его бороде и ремешку на голове, памятуя, как любил он негритянский джаз...Потом
виртуально встретился с ним на Стихире, где он меня "не признал", но
стихи мои похвалил...и на том спасибо.
Да,
интересное «Я» было у Алексея Александровича, хотя, и не достигшее
самодостаточности.
* До
этого Добровольский пребывал в тесном контакте с неким отцом Варсонофием,
настоятелем какого-то православного монастыря, с которым он был не согласен в
плане решения «крысиного вопроса». Отец Варсонофий хотел извести всех монастырских
крыс ядом, а Добровольский ему говорил, что крыса – зверь умный, а потому не
заслуживающий того, чтобы его травили.