Главная


 







Об истоках морали

Автор: Adela Vasiloi     Категория: философское

Вопрос о морали очень актуален в спорах между атеистами с верующими. Монополизировав "авторское право на мораль", на том основании, что она якобы состоит из "божественных законов", церковь буквально терроризирует народ, внушая ему не только "страх Божий", но и фобию ко всему, что не относится к "истинной вере". На самом деле ничего божественного в морали, разумеется, нет, хотя бы потому, что и самого бога нет. Когда говорят о морали, мне часто вспоминается замечательное высказывание Иммануила Канта: "Ничто так не изумляет меня, как звёздное небо над головой и моральный принцип внутри нас". Откуда же он берётся, этот "моральный принцип внутри нас"? В морали разумное тесно переплетается с эмоциональностью... а эмоциональная сфера намного более древний продукт эволюции, чем разум. Правда, разум и эмоции сосуществуют в таком тесном симбиозе, что порой трудно провести отделяющую их друг от друга черту. А эмоциональная сфера управляется не разумом, а инстинктами - подчиняется подсознанию и гормональному управлению. И это всё заложено в нас генетически - не лишне вспомнить здесь об этологии животных, о их видовом поведении.

Любой человеческий феномен нужно рассматривать с точки зрения биологической эволюции, потому что зародыш его можно обнаружить в животном мире, и вернее всего - у общественных животных. Видовое поведение животных - это своеобразный -"моральный кодекс", разрешающий или запрещающий им те или иные инстинктивные реакции. Неподчинение ему влечёт весьма серьёзные последствия, вплоть до изгнания индивида из стада или "казни". Такие чувства, как стыд за преступление законов стаи, унижение и подчинение, покорность и страх перед наказанием демонстрируют многие общественные животные, не говоря уже о наших ближайших родственниках приматах. В результате такого жёсткого отбора и родился в муках тот самый "моральный принцип внутри нас", которому изумлялся Кант. И симбиоз между эмоциональным базисом морали и разумом тоже зародился ещё до людей - теперь биологи уже не отрицают, что разумом обладают в различной степени многие животные, стоящие ниже человека в биологической иерархии... Разница между видовым поведением обезьян, например, и моралью людей велика, но это явления одного порядка и сходного происхождения. Она возникла в ходе эволюции потому, что усиливала "альтруистический принцип" в животных сообществах и способствовал выживанию не одного индивида, а сообщества в целом.

Что касается необщественных животных, то для их выживания "альтруистический принцип" не столь важен, кроме особых ситуаций, к примеру - в период рождения детёнышей и их выкармливания/выращивания. Материнский инстинкт - это очень мощный "альтруистический принцип", обеспечивающий выживание вида. У некоторых, достаточно многих видов животных, родительский инстинкт присущ также и самцам, которые также принимают участие в выхаживании нового поколения.
Естественно, у людей первобытная мораль, при избытке мозговой деятельности, обрела гораздо большую сложность и породила целую систему законов, весьма разнообразных и не всегда целесообразных, но в основе человеческой морали стоит всё тот же альтруистический принцип - эмпатия, чувство любви к себе подобным, сочувствие, стремление делать добро, чем-то порадовать, дружба... и всегда с моралью входит в конфликт антагонистическая сторона человеческой природы, присущий человеку эгоизм. Эгоизм и альтруизм - это те антагонизмы, которые действуют в единстве и постоянной борьбе между собой, и они оба необходимы для выживания биологического вида... но в разной степени, в зависимости от ситуации, о чём я уже упоминала.

Это очень древний механизм, и современные биологи находят его следы на самых низких этапах развития биологических существ - среди бактерий, хотя это крайне примитивные ещё проявления этого феномена, на физиологическом и генетическом уровне. К примеру, в популяции некоторых бактерий есть особи, которые обладают ценным геном, позволяющим производить определённые вещества, жизненно важные для популяции в целом. Потребляют их все бактерии, а производят немногие - вот этих особей учёные называют альтруистами, поскольку они "работают" на благо "общества". Это чисто генетический и физиологический "альтруизм", но он есть. И чем дальше по пути эволюции живых существ, тем сложнее оказывались формы этого животного альтруизма. Упомяну только общественных насекомых - взаимодействие и противостояние этих принципов принимает у них такие формы, которые требует тщательного изучения. Например - пчелиный улей. Воплощение "крайнего эгоизма" - матка и трутни, с одной стороны, и "наивысшей формы альтруизма" - рабочие пчёлы, которые без устали работают на благо всего улья, а в случае опасности защищают его ценой собственной жизни. Что касается высших животных, нам их побудительные мотивы гораздо яснее и теперь мало кто отрицает, что они обладают и разумом, и эмоциями, и чувствами, сродни человеческим.

Благодаря исследованиям учёных-биологов и основателя науки о поведении животных, австрийского учёного Конрада Лоренца, мы теперь лучше понимаем их поведение, их побудительные мотивы и даже уровень их интеллектуального развития. Мы теперь уже не сомневаемся, что животные способны дружить, любить, быть верными и преданными, помнить добро и зло, сочувствовать и ненавидеть. А это уже категории из области человеческой эмоциональной сферы, тесно связанные с моралью и определяющие их поведение во всех случаях жизни. Известны случаи поразительно "человеческого" поведения животных в критических случаях, самопожертвования во имя любимого друга-человека (язык не поворачивается назвать его "хозяином"), случаи верности и преданности на всю жизнь. Здесь нелишне упомянуть об японской собаке Хатико, которая до самой своей смерти встречала своего хозяина с работы, после того, как он умер от инфаркта, о швейцарском сенбернаре Барри, который спас 40 человек из-под снежных завалов и т.д.

То есть, высокоморальные и человечные поступки частенько совершают животные, а врождённое поведение животных обнаруживает те же тенденции, что и человеческое, причём "баланс" нередко оказывается в пользу животных. Это говорит нам о том, что эмоциональная сфера наших животных предков, вкупе с животным разумом, были готовы "принять" человеческие моральные принципы задолго до появления человека на арене эволюции. Предлагаю вам посмотреть несколько видеороликов, подтверждающих сложность поведенческих реакций животных и их близость к человеческим:
http://www.flixxy.com/bear-animal-nature-film.htm
http://www.youtube.com/watch?v=l3JlpG4JPMg
http://ucrazy.ru/animals/1326084363-druzhba-obezyanki-i-tigrenka.html
http://www.flixxy.com/zeus-and-roxanne-dolphin-and-dog.htm
http://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/1750975/

Таким образом, человеческая мораль появилась не на пустом месте, а явилась продуктом длительной эволюции, закрепившей альтруистические модели поведения в биологических популяциях наших предков ещё задолго до появления приматов.

Количество просмотров: 3057
28.12.2013 03:06

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить...
 (Вводите цифирками)

Комментарии  

 
# Краснов Аа 28.12.2013 05:46
Вопрос о морали и нравственности очень интересен...Это продукт социального развития, причём человек представляет собой элементарный социум...Именно внутри человека зарождаются основы нравственности. .Поэты давно это поняли....Напри мер у Шефнера - "нас было двое я и я"....сейчас на вскидку не вспомню других....
Точно также и у животных...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Adela Vasiloi 28.12.2013 08:45
Совершенно верно... частично заложен в геноме (врождённые свойства личности и стереотипы поведения), частично складывается в процессе воспитания, имеющем социальный характер и окрашенным чертами той культуры, среди которой растёт и развивается индивид.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

 

 
 
© Клуб тёти Вали Сидоровой