Главная


 







о начальных и внутренних рифмах, стереозвуке и новизне в поэзии

Автор: Аркадий Эйдман     Категория: статьи

  Взяться за написание этой заметки меня побудили три причины. Первая, и самая главная — желание поделиться с читателями и коллегами своим взглядом на один поэтический приём, мысль о котором пришла ко мне где-то в середине марта этого года, и с того же времени я стал этот приём использовать регулярно в своих стихотворениях. О том, что это за приём — чуть ниже, а пока назову ещё две менее важные причины.

Вторая по счёту, да и по значимости, причина состоит в том, что мои коллеги и читатели постоянно задают мне вопросы, что это за цикл такой «стереозвук». Задавали до 29 мая 2013 года, когда состоялась передача «Вечерние стихи», в которой я принимал участие (ещё раз благодарю Марину Шапиро за приглашение на эту передачу, а Игоря Настенко и его дружный коллектив — за её создание), задают и после неё.

И третья причина — желание восстановить справедливость по отношению к начальным рифмам, которые на вышеупомянутой передаче незаслуженно обидела литературный критик Ольга Воронина.

Теперь самое время вернуться к рассказу о самом приёме. Мысль была такова: а что если попытаться делать созвучными не только конечные ударные слоги в строках (то, что называется рифмой), но и первые ударные слоги в строках тоже делать созвучными, как бы «рифмуя» их. Хорошая мысль требует проверки, поэтому тут же стал искать в интернете материалы на тему начальных рифм. Вот что удалось найти (привожу один источник, поскольку все остальные повторяют эту информацию в той или иной степени):

«НАЧА´ЛЬНАЯ РИ´ФМА — рифма, находящаяся не в конце стиха, как это принято, а в начале его. Теоретически вопрос о Н. р. был поставлен в русской поэзии в годы символизма и футуризма, когда в поисках новых выразительных средств стиха некоторые поэты (З. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Шершеневич, Д. Бурлюк) практиковали Н. р. как контраст «тривиальным» концевым рифмам. Однако Н. р. можно обнаружить иногда и в народной поэзии:

Наедались они да было досыти
Напивались они да было допьяна,
Стали тут богатыри отдых держать,
Спали тут богатыри трое сутки.
Улетали все птички за облаки,
Убегали все звери за темные леса.
Н. р. встречаются у классиков:
Внимает он привычным ухом
Свист.
Марает он единым духом
Лист.
(А. Пушкин)
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю.
(М. Лермонтов)
... Так идут державным шагом —
Позадиголодный пес,
Впередис кровавым флагом,
И за вьюгой невиди´м,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
(А. Блок)
И в стихах советских поэтов:
Кто открывал материк чужой,
Кто умирал от стрелы случайной, —
Все покрывалось морской водой
Все заливалось прохладной тайной.
(Э. Багрицкий)
Композиционно-последовательное проведение Н. р. — редкое явление, например в начале строфы:
Хлебом клянусь и водой,
Небом клянусь и звездой,
Матерью старой клянусь
И жизнью своей молодой,
Что стану я чище огня,
Яснее холодного дня, —
Измены лукавая тень
Вовек не коснется меня!
Кровью клянусь и бедой,
Любовью клянусь и враждой,
Матерью старой клянусь
И жизнью своей молодой,
Что стану я тише снегов,
Безмолвней ночных берегов,
И тайну, врученную мне,
Не вырвет никто из врагов!
Строем клянусь и полком!
Боем клянусь и штыком!
Знаменем красным клянусь
И на смерть разящим клинком...
и т. д.
(Е. Благинина)
Или другой пример:
Ламы,
а вы ничего себе — военные —
крупные парни...
В храме
во время моленья
гул,
как в Центральной бане.
Пряно
и горьковато
по углам дымит можжевельник.
Плавно
в жилистых пальцах
колокольчики ламы вертят.
Бухают
в барабаны священные
зло и безжалостно!..
Букою
восседает администратор
этого джаза ...
(Р. Рождественский)»

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.

Как видно из приведённого материала, идея использования созвучий первых ударных слогов в строках не нова, чего и следовало ожидать, но вот систематического и постоянного применения подобного приёма мне обнаружить ни у кого не удалось. Поэтому буду благодарен тем, кто сможет мне привести примеры регулярного использования его в чьём-либо творчестве, ибо это поможет мне в борьбе со своим собственным Эго, шепчущим, что это я первым стал его регулярно эксплуатировать.

Действительно, я написал с той поры уже несколько десятков стихотворений, в которых имеют место быть, наряду с традиционными конечными рифмами, и начальные рифмы (хотя на самом деле это не рифмы, а созвучия, чаще всего ассонансные, когда совпадают одна согласная и одна гласная ударного слога, но бывают и более точные варианты). Назвал я этот приём «стереозвук», поскольку считаю, что его применение придаёт стихотворению более объёмное звучание. Должен сказать, что я — не единственный, кто придерживается подобного мнения, поскольку многие из моих читателей тоже отметили это иное качество звучания стихов.

Есть ещё одна причина, побуждающая меня продолжать использовать приём «стереозвук» при написании стихотворений. Много раз на собственном опыте убеждался каким замечательным подсказчиком является рифма. Благодаря ей очень многие стихи смогли найти единственно правильный мотив, идею и воплощение. А тут появляется ещё один такой подсказчик. Это ли не благо? И оказывается, что при всём кажущемся повышении уровня сложности задачи, она, на самом деле, становится интереснее и проще.

Отвечу сразу и на существующие мнения, гласящие о том, что стихи пишутся эмоцией, чувством, душой и т. д. и т.п, поэтому не о рифмах надо думать (если кто-то сомневается в наличии подобных мнений — пересмотрите чат передачи «Вечерние стихи» за 29 мая 2013 года). Кто так думает, тот, на мой взгляд, либо лукавит, либо не пишет стихов. Любая твёрдая форма требует думать и о размере, и о рифме. Попробуйте написать тот же сонет, не задумываясь о рифме. Не получится.

Не думаю, что надо в рамках этой заметки подробно касаться внутренних рифм, к коим Ольга Воронина причислила и начальные рифмы, дам только их определение, найденное в том же источнике, что и цитата про начальные рифмы:

«ВНУ´ТРЕННЯЯ РИ´ФМА — слова в середине стиха, рифмующиеся или с концевыми рифмами (в конце строки), или между собой».

И последнее, что хочу сказать про этот приём «стереозвук». Мне он кажется перспективным. Посудите сами, сколько новых возможностей и новых красок появляются у тех, кто захочет его применить. Ведь начальная рифма может применяться также многообразно, как и конечная. Те же самые схемы применимы: авав, аавв, авва (это только для четырёхстрочных строф), при этом можно писать так, чтобы схемы рифмовки начальных слогов совпадали со схемами конечных рифм, а можно, чтобы не совпадали. То есть вариантов — множество, и каждый из них придаст своё звучание и свои краски стихотворению.

Вот и всё, что хотел сказать по этому поводу. Почти всё. Потому что приходилось слышать от многих «авторитетных» поэтов, литературоведов и критиков, что поэзия — это всегда поиск нового. Этой заметкой я постарался напомнить другую истину: новое — это хорошо забытое старое.

Всем поэтам и читателям — добра, счастья, любви.

С уважением Аркадий А Эйдман




Количество просмотров: 3311
02.06.2013 12:03

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить...
 (Вводите цифирками)

Комментарии  

 
# Дмитрий Вершинин 02.06.2013 22:37
Ну, почему забытое? Я например очень хорошо помню стихотворение А. А. Вознесенского -
Гойя


Я - Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворог,
слетая на поле нагое.
Я - горе.

Я - голос
Войны, городов головни
на снегу сорок первого года.
Я - голод.

Я - горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью головой...
Я - Гойя!

О грозди
Возмездия! Взвил залпом на Запад -
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие
звезды -
как гвозди.

Я - Гойя.

По-моему, все компоненты названные вами, здесь присутствуют. А когда я слушал это в исполнении А. Градского, вот это и был настоящий СТЕРЕОЗВУК!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Аркадий Эйдман 03.06.2013 08:30
Спасибо, Дмитрий! И за чудесное стихотворение Вознесенского, и за отсылку к Градскому, чьё исполнение этой песни я обязательно теперь найду, и за отзыв-мнение. Почему я написал "забытое"? Потому что кто ещё после Вознесенского использует этот приём? А мне представляется, что стихотворения написанные с использованием этого приёма могли бы появляться гораздо чаще, чуть ли не ежедневно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Аркадий Эйдман 03.06.2013 18:28
Дима, спасибо ещё раз, послушал песню Градского на эти стихи. Впечатлён...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Дмитрий Вершинин 04.06.2013 13:27
Цитирую Аркадий Эйдман:
Дима, спасибо ещё раз, послушал песню Градского на эти стихи. Впечатлён...

:lol: Дима дурного не посоветует! Удачи!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Аркадий Эйдман 04.06.2013 13:57
Цитирую Дмитрий Вершинин:
Цитирую Аркадий Эйдман:
Дима, спасибо ещё раз, послушал песню Градского на эти стихи. Впечатлён...

:lol: Дима дурного не посоветует! Удачи!

взаимно! :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юрий 02.06.2013 19:57
Аркадий, выступили Вы хорошо. Я смотрел эту передачу. Несмотря на то, что критику в исполнении Коробковой и Ворониной уважаю, но мне показалось, что они, особенно Евгения, были несправедливы к Вашим стихам.
У меня в направлении стереозвука были попытки сочинять. Вот одна из попыток 2006 года: http://stihi.ru/2006/12/27-1973

С уваж)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Аркадий Эйдман 02.06.2013 20:01
Спасибо большое, Юрий!
Я научился уже спокойно воспринимать и критику, и похвалу - это самая правильная реакция: спокойствие сохранять :) тогда и в том, и в том видишь рациональные зёрна и плевелы. :) пошёл с любопытством по ссылке :)
с уважением
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Иннокентий 02.06.2013 18:51
Привет, Аркадий! Ты достойно выглядел на передаче, я смотрел почти с середины. В конце раздосадовался, что ты начал горячится, сейчас думаю - нет, нормально, эмоции даже подчеркнули чёткие рамки порядочности.
Про начальные рифмы сразу пришло в голову: они должны распознаваться легче, быть ожидаемее конечных, а то будет - грузить читателя. И конечные для стереозвука нужны достаточно близкие. Со схемами рифмовки мудрить ещё опаснее. А в общем идея нравится, хотя в твоих стихах я её нигде не высмотрел, пока ты не сказал... Я читатель рядовой, не тонкий, хоть и не тупой.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Аркадий Эйдман 02.06.2013 19:05
Спасибо, Кеша! Да. вроде, и не горячился :)
Не обязательно должны распознаваться. Тут не важно, увидит читатель их, или нет, важнее - почувствует, или не почувствует. А это обычно лучше слышно тогда, когда вслух читаешь. При чтении глазами можно и не усмотреть :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Тётя Аня 02.06.2013 17:19
А о самой передаче? Эмоции? Репортаж (без петли на шее)?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Аркадий Эйдман 02.06.2013 17:27
Спасибо, тётя Аня! передачу смотреть надобно :) а не говорить о ней :)
Эмоции - положительные, потому что они у меня всегда такие: интересная задумка (хотя местами и спорная), нужная передача, возможность выступить на широкую аудиторию - хорошо же. Удивило то, что поэты и "обсуждатели" сидят в разных помещениях, мы наблюдали за тем, что происходит в студии с ведущими, членами худсовета и Ольгой Ворониной на большом плазменном экране, расположенном за спинами двух операторов. показывающих нас. Понравился сам Игорь Настенко, харизматичный и умный мужик, в хорошем смысле этого слова. Пордовало доброжелательно е и товарищеское отношение поэтов друг другу. Мы все были единодушны в том, что пришли туда не соревноваться друг с другом. Работу критиков оценивать не хочу, потому что, во-первых, то, что я от них услышал, было для меня вполне ожидаемо (особенно от Жени), а, во-вторых, я в передаче своё отношение к их работе высказал и более ничего добавить не могу. Пошёл бы ещё, если бы позвали? Пошёл бы :) и другим советую - это в любом случае интересный и полезный опыт.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Тётя Аня 02.06.2013 18:15
Не-а, смотреть иной раз менее интересно, чем читать комментарии участников. И дольше)))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Аркадий Эйдман 02.06.2013 18:17
Я почти всегда смотрю в записи, но в режиме перемотки. т.е смотрю только то, что меня интересует :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

 

 
 
© Клуб тёти Вали Сидоровой