Предупреждение: любое сходство с реальными лицами случайно.
КАРТИНА
I.
Наше время. Музей. Экскурсия.
ГИД: Перед вами
великое творение замечательного мастера, которое было куплено на аукционе известным
меценатом за один миллион триста пятьдесят тысяч долларов, и пожертвовано
им нашему музею (спасибо нашему Президенту, за его дружеский совет известному
меценату).
Но, прежде
чем я расскажу вам, что здесь изображено, я попрошу всех желающих высказаться,
что вы видите, глядя на это полотно?
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛОГИКИ:
Чушь какая-то! Обособленные фрагменты. Беспорядочное сочетание цветов!
Нет, в отдельности мне очень
нравится каждый цвет (особенно – синий).
Я с уважением отношусь к оттенкам
цветов, даже к самым темным и к самым светлым, и их сочетаниям.
Но!
Автор, мог бы, из уважения к
чувствам зрителей, хотя-бы стрелочки расставить: с какого цвета
начинать обзор, и в каком направлении двигаться!
ПОЭТ: Чего тут понимать? Все ясно. Есть некий
стержень – синее пятно в центре. Ну… пусть не в самом центре… но рядом с ним.
А все остальное, как-бы нанизано
на этот центр, или вращается вокруг него: Любовь. Надежда. Постоянство.
Семейные ценности… Православие…Самодержавие… народность… и много ещё чего…
ВТОРОЙ ПОЭТ: Не соглашусь с Вами коллега. Они не нанизаны и
не вращаются. Они стремятся с окраин в центр. Они
достигнут этого центра, и сольются… в точке, именуемой Истина.
ТРЕТИЙ ПОЭТ: Друзья! Соглашусь с Вами, но лишь частично.
Да! Вы в чем-то правы! Что-то вращается… что-то нанизано… что-то стремится к
центру…
Но Вы недооцениваете художника.
Ибо, часть цветных пятен, напротив, бежит от центра к краям, и улетает в
небытие! Это - ложь, корысть, гордыня, и
несогласие с решениями Правительства.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПОЭТ: Картинка…да… Но
интереснее здесь другое.
Вы обратили внимание, что я стою на одном
пятачке с поэтом, который… про которого я мог бы… но не буду… (Так! Спокойно,
Ипполит…спокойно…) .
Все зафиксировали мою выдержку и
самообладание? А ведь мог бы… (Так! Вдох… выдох…) Продолжайте… я почти уже успокоился…
Подключусь позднее…
ФИЛОСОФ: Верхогляды! Вся идея
сосредоточилась в правом верхнем углу! Кто-то здесь воскликнет: «Как смело! Розовый
– прямо под черным!»
Кто-то возразит: «Нет! Между
розовым и черным обязательно нужно лиловое пятнышко!» Оно бы внесло гармонию.
Неправы и те и другие!
Ведь, автор же – не дурак! Он
знал, что мы это заметим! Он не мог, по небрежности, или по халатности, недооценить
значение отсутствия лилового пятнышка!
Это было преднамеренно! Он послал нам сигнал: «Между розовым и черным я
нарочно не ставлю лиловое пятнышко. Это было бы слишком просто.
Автор зашифровал нам послание! И тот, у кого есть
мозги, это послание прочтёт. Объясняю:
Розовое – жизнь.
Черное – смерть.
Лиловое – счастье!
Пропуск лилового, между розовым и
черным, это зашифрованное утверждение –
«Нет в жизни счастья!».
СЛЕПОЙ: Я не вижу что
там изображено. Я вообще мимо проходил. Но я чувствую тепло, которое исходит от
картины.
Автор – из моего села. Но, даже если бы он был из соседнего, то я бы
всё-равно, уловил эти лучи тепла, правды и надежды, потому что между нашими
сёлами много общего.
БЛОНДИНКА: Вы можете
считать меня глупой. Но, дальтоником… извините!
А, ведь, даже я вижу (в отличие
от некоторых), что красное пятно, в нижнем левом углу, по очертаниям напоминает
сердце.
Эта картина
– про любовь! А всё, что выше, и правее
– это ахи и вздохи при луне!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА: (Про
себя) Ах, как невыносимо тягостно, быть
свидетелем обывательской полемики! Как гнетёт противостояние двух начал в
восприятии творчества - утончённо-возвышенного и упрощённо-приземленного. Интересно, если я им скажу, что не все
постигается на вербальном уровне, и добавлю что-нибудь про ассоциативное мышление, они меня поймут? Или пошлют?
Скудомыслие, косность, и поверхностные
суждения о глубоком… Пробить во всем этом брешь мне поможет лишь яркая и
образная иллюстрация! Вот она!
(Вслух) Кто хоть раз
рожал, тот, даже по технике мазков, увидит,
что автор – женщина, несмотря на то, что картина подписана мужским именем.
По размеру и конфигурации пятен,
даже дилетантка (хотя-бы раз рожавшая) поймет, что автор писала картину на
последнем месяце беременности.
И не
завершила её, так как была увезена в роддом… так как есть… с кистью в руке.
Картина не завершена…
как эмбрион. И автор к ней обязательно вернулась бы… Но, почему-то не смогла,
или не захотела.
ВОЕННЫЙ: (про
себя) До чего же эти гражданские
тупые! Строем ходить не научились… А
туда же! Об искусстве рассуждать!
(Вслух) Ежели б вы ребята прошли военные университеты,
то знали бы: В армии все должно быть, пусть безобразно, но однообразно! И,
желательно, выкрашено в зеленый цвет.
Здесь, художник, помимо зеленого,
привносит новые оттенки. Не говоря, уже
про их дислокацию, относительно друг-друга. Глядя на эту картину, только
тыловая крыса, или штатский болван не догадается, что картина - про реформу
вооруженных сил.
СЕКСУАЛЬНЫЙ МАНЬЯК: Я, всего-лишь, месяц назад, освободился
условно-досрочно… можно я не буду говорить, что я вижу на этой картине?
ПИСАТЕЛЬ-ПРОЗАИК: Я
стар и мудр. Прислушайтесь ко мне. Всю жизнь писал я прозою романы. Но, видя, как на этом полотне, вы ищете – кто
смысл, а кто изъяны, заговорил стихом…
не в этом суть. Смотреть в упор – бесплодная затея, Но если вы отступите чуть-чуть, шагов на
семь, то смелую идею, что мастер воплотил, в игре цветов, вы разглядите без
моей подсказки. А если нет, я объяснить
готов, на что великий мастер тратил
краски. Я вижу купол неба голубой,
полярный круг, верблюдов, бедуинов, скалистый грот, тайгу, морской прибой, полет шмеля, резвящихся
дельфинов, поля пшеницы, луч звезды во мгле, и зарожденье жизни на земле…
ГИД: Завершаем
просмотр. Отрадно видеть реакцию культурных
и образованных людей. Вы все верно поняли. Мне даже нечего добавить.
II.
150 лет, тому назад…Студия очень известного художника.
Дружеская попойка…
ХУДОЖНИК: Подруг, для утех любовных уже заказали?
ДРУГ ХУДОЖНИКА: А, то ж! Извозчика отправили.
Только, не к той мадам, которая эта… а к этой, которая - та…
Она дерёт подороже, но девки пофактуристей…
ХУДОЖНИК: Друзья мои! Покуда не доставили дам, предлагаю
малость поразвлечься.
Кто желает партию в винт – пожалуйте к ломберному столику.
Для прочих,
же осмелюсь предложить необычное увеселение. Вы видите на мольберте пустой
холст? Сейчас мы все берем, кто кисть,
кто веник, кто просто скомканную салфетку, макаем в краску, любую, какая
понравится, и тычем в холст…
ОДИН ИЗ ГОСТЕЙ: Ну
допустим… А в чем тут забава-то?
ХУДОЖНИК: А забава в том…
Вы же знаете, что уже сейчас мои картины покупают в
приличные дома по десяти, а то и по пятнадцати рубли за штуку. Чем дальше, тем
они станут дороже, а после моей смерти, не исключаю... ну, вы меня поняли.
Так вот… забава в том, господа,
что, когда мы окончим, мы с вами сядем и дружно посмеемся! Над чем? А над тем
как через много лет коллекционеры и искусствоведы, глядя на нашу «живопись»
будут спорить, гадая о том, что хотел донести до них автор…
Ну-с… приступим, господа!
Комментарии
Большое всем спасибо за ваши отзывы и за время, потраченное на чтение.
Не собирался пробовать себя в прозе... как-то так, само получилось.
Приятно, что проба пера доставила кому-то удовольствие.
Всем удачи и творческих успехов!
Почему всё не так, почему всё не там
Почему всё окрашено цветом мышиным?
Потому, что дорога легка дуракам,
В чьих мозгах отпечатался номер машины...
Во, блин! Дерзай ещё, удачи!
Мышецветие глаз раздражает, как грязь.
Будем сетовать? Или пойдем за поллитрой?
Что, не нравится цвет? Так возьми и раскрась!
Что доступно... по своему... яркой палитрой...
Спасибо за добрые слова!
И за добровольный пиар моего рассказика, на ветке судебного процесса.
Народ повалил...
У меня ни один стих столько не прочитало, как этот дебют.
Значит нас уже двое. Наталья, я тоже Вас не узнал ни в одном из персонажей.
Думаю, что стоит кое-что прояснить (несмотря на предупреждение над рассказом).
1. Рассказ не задумывался как пародия на процесс "Софья vs Азачем", и не было цели максимально приблизить рассказ к процессу.
2. Конечно рассказ написан, что называется, "по мотивам", но и только. Хотелось бы, чтоб он был интересен не только односельчанам и участникам процесса.
3. Ошибку совершает тот, кто хочет непременно кого-то с кем-то отождествить или подобрать каждму персонажу по прототипу из Лопатинцев.
4. Приведу один пример. Махновец в какой-то момент ввел в свою аргументацию огнемет, и даже спросил Азачема - Вы сами то в армии служили? Так появился образ военного. Но это не значит, что в данном образе я описывал Александра. Понятно, что он и мой военный далеки друг от друга как плац от тумбочки дневального. То же касается и прочих персонажей. Лишь отдельные черты и детали, и никаких попыток добиться портретного сходства.
5. Кто-то вообще не попал в число доноров (в частности -Вы).
6. Есть персонажи (например: блондинка, маньяк, прозаик...) для которых при всем желании не найти прототип из участников процесса. Надеюсь Вы не пытались?
И скажу более. Если бы рассказ оказался набором карикатур на односельчан, то я бы посчитал это неудачей и не стал бы публиковать.
Как Вы пишете в соседней ветке - Если произведение требует разъяснений, то грош ему цена (я не дословно). Ну что ж...(вздыхает)
Надеюсь, все-же, мои разъяснения ответили на какие-то Ваши вопросы.
Удачи!