Главная


 







крупный артист

Автор: Софья Сладенько     Категория: проза
крупный артист

В театре царило панибратство, поэтому к Анатолию Викторовичу частенько обращались: Суслик. Причём, не только коллеги и режиссёр, но и обслуживающий персонал. Пятидесятилетний актёр привык и не обижался. Кто ж виноват, что прозвище явилось производным от его фамилии – Суслинский. Кстати, с ударением не на «у», а на первую «и».
Но зато при знакомстве со слабым полом, Суслик представлялся исключительно как «Суслинский Анатоль, служу в театре». При этом по-старомодному склонял голову вниз. Если перед ним была статная женщина, то одновременно с поклоном, прищёлкивал каблуками и целовал даме руку. С молоденькими девицами ограничивался наигранной, усталой улыбкой.
Чем женщина младше, тем проще. Не нужно заводить разговоры о системе Станиславского и о преимуществе русской классической сцены перед западно-европейской. Достаточно было изобразить коротенький фрагмент из какого-нибудь спектакля, чтоб юное создание смотрело на тебя восторженными глазами.
Но по мере повышения возрастной планки, пижонство переходило на новый уровень. Кроме прочего, в ход запускалась тяжёлая артиллерия – пересказы статей о театральном закулисье XIX века. Об антрепризах и столичных театрах того времени. Сведения, почерпнутые из подшивки журналов «Советский театр», выдавались за собственные взгляды.

А вечером Анатолий Викторович отправлялся в местный драмтеатр. Незамеченным проходил через служебную дверь и присоединялся к таким же, как и он, «второстепенщикам». То есть актёрам, участвующим во второстепенных ролях.
В театре на протяжении последних нескольких месяцев шло оживлённое обсуждение предстоящей грандиозной постановки – трагедии «Жанна д`Арк».
Когда на общем собрании режиссёр стал озвучивать роли для нового спектакля, Суслинский был готов ко всему, но не к этому.  Последним номером в списке актёров, задействованных в драме, значилось: «Суслинский – задняя часть (круп) лошади».
Ему казалось, что невозможно упасть ниже роли фашиста в предыдущем спектакле. Там его отрицательный герой появлялся на сцене только для того, чтоб выкрикнуть «Рус партизанен» и тут же исчезал. Но теперь Суслик вспомнил о той постановке с благодарностью.

- Василий Игнатьевич, - не сдержавшись, выкрикнул Суслинский с места, - но это же нечестно. После хорошо сыгранного фашиста я должен был пойти на повышение, а не наоборот. Где же справедливость?

Режиссёр привык к подобным недовольствам после распределения ролей. Всегда находились уязвлённые. Вот и сейчас.

- Анатолий Викторович, ну не начинайте, а? Вспомните, о чём гласит девиз нашей труппы: «Второстепенных ролей нет!»
Тем более, лошадь появляется только во втором акте. Да и то, у Вас, дорогой мой, привилегии. Вы -  задняя часть, а вся нагрузка ляжет на переднюю. Кстати, - тут режиссёр углубился в лежащий перед ним список, - Кочедыкин, у Вас роль передней части. Где Кочедыкин? Он меня слышит?

Откуда-то сзади раздался заспанный голос человека, которого только что растолкали: «Да, слышу».

- Вот и ладненько. Первая репетиция через неделю. Заведующим мастерской и костюмерной: реквизит должен быть готов к репетиции. На этом всё, товарищи. 
И не забывайте, что задача стоит непростая. Как-никак, пьеса «Жанна д`Арк» - очень важная и значимая в нашем репертуаре. А с историей надо вести себя предельно аккуратно. Она фальшь не прощает. За работу, друзья!

Режиссёрский пафос, призванный окрылить служащих Мельпомены, вызвал только несколько жидких хлопков из угла осветителей.

Всю неделю шла подготовка к первой репетиции. Актёры учили роли.
Задействованные в спектакле волновались. Режиссёр согласовывал эскизы афиши и программки.
Чтоб сшить попону, изображающую лошадь, Суслик и Кочедыкин несколько раз за эти семь дней появлялись в пошивочной. С них снимали мерки, подгоняли под фигуры.
Уже на первой примерке Анатолий Викторович понял всю унизительность своего положения в роли лошадиного крупа. Он и Кочедыкин влезали в балахон и сгибались буквой «г». Суслик, расположившись сзади, вытягивал руки вперёд, почти касаясь подмышек напарника.
Весь ужас заключался в том, что перед глазами маячила задница Кочедыкина, обтянутая засаленными брюками. Вот в это великолепие приходилось упираться Анатолию Викторовичу физиономией.
Подавляя брезгливость, Суслинский стойко переносил кратковременные примерки. Он не хотел думать о том времени, когда придётся в таком состоянии гарцевать на сцене.

Костюм лошади вышел на славу. Швеи постарались. Венчала это произведение искусства большая, гордая голова. Грива и хвост были выполнены из развитых верёвок.

- Товарищи, в последний момент у нас наметилась непредвиденная замена, - режиссёр взял вступительное слово перед первой репетицией, - вместо заболевшей Светочки Самойловой, роль главной героини исполнит Маргарита Васильевна.

Только теперь все заметили отсутствие Самойловой.

 - А что случилось? - зашумела труппа.

- Грипп. Но я как чувствовал, поэтому заранее решил подстраховаться, снабдив сценарием и текстом роли Жанны д`Арк Маргариту Васильевну.

Актёры понимающе закивали головами. Кто-то сдавленно хихикнул. Во-первых, не далее как вчера, Светочка со всеми вместе стояла в очереди в кассу за авансом. Никакого намёка на тяжёлый недуг не было и в помине. Она щебетала о погоде, о новых джинсах и о домашнем любимце, лабрадоре Джони.
Во-вторых, только слепой не мог видеть, что режиссёр и Марго… как бы это помягче сказать… короче, у них был роман.
Вообще-то, участникам спектакля было плевать на то, кто с кем спит и кто конкретно сыграет главную героиню. Озадачился только один персонаж – Кочедыкин. Ведь именно его спина должна была принять на себя все восемьдесят килограммов  современной Орлеанской Девы вместо худенькой Светочки.
Суслик ликовал. Партнёр по лошади был ему неприятен.

Все репетиции отыграли за пару недель. За это время Суслинский умудрился приспособиться к своей участи.
Премьеру решили приурочить к Международному женскому дню.
7 марта ровно в 19:00 крылья занавеса прошуршали в разные стороны и спектакль начался.

До второго акта, т.е. до появления Жанны на лошади, было ещё время, поэтому Суслик с Кочедыкиным скучали. Точнее, скучал Кочедыкин, а Анатолий Викторович погрузился в изучение программки.
Текст в красочном буклете гласил: «В спектакле переплетаются вместе средневековье и современность. Исторические детали и готические мотивы в оформлении органично соседствуют с самыми передовыми театральными технологиями».

- Ну, если передовые технологии – это развевающиеся при помощи вентилятора, куски красного шёлка, символизирующие огонь костра, то конечно, - Суслинский саркастически улыбнулся.

Подбежала запыхавшаяся Маргарита Васильевна.
- Блин, чё-то я уже затрахалась. А до второго отделения и моего сожжения ещё хрен знает сколько времени.  Давайте, соколики, влезайте в свою грёбаную шкуру. Скоро ваш звёздный час.

Марго не нравилась Суслику за развязный тон, за колкие шуточки, за её обращение ко всем мужчинам - «соколики».
Он хорошо помнил, как на первой репетиции Марго выдала, обращаясь к нему: «Ну не кисни, соколик. Ты у нас кого играешь? Правильно – круп. Значит ты у нас кто? Крупный артист».
Вся труппа тогда заржала.

«А вот было бы здорово, если б костёр был настоящий и эта дура сгорела бы прямо на сцене», - мечтательно подумал Анатолий Викторович, влезая в свою лошадиную половину.

- Не спать, не спать, - рядом возник заведующий  литчастью, - скоро ваш выход.

Марго взобралась на стремянку. Лошадь приблизилась, покорно подставив холку в виде спины Кочедыкина. Стремянка чуть качнулась и Жанна д`Арк, ойкнув, плюхнулась строго на шею Суслика.
Наверняка, даже в металлических  доспехах, семнадцатилетняя Жанна весила меньше, чем её современный прототип с картонными латами.
А откуда-то уже крикнули: «Внимание, выезд Жанны д`Арк»
Пошла фонограмма цокота копыт. Марго руководила сверху: «Правее, прямо, чуть левее, хорошо, всё время прямо».

Троица появилась на сцене. Жанна с войсками должна была отправиться в Блуа – город, из которого началась дорога на Орлеан. Массовка, играющая солдат, шумно приветствовала пояаление своей предводительницы.
Кочедыкин, освободившийся от груза ответственности, воспрял духом. Чего нельзя было сказать о Суслинском. Никогда до этого ему не приходилось выдерживать такую нагрузку. Чтоб облегчить свои физические муки, он упёрся лбом в Кочедыкинскую задницу, а руками обхватил его за поясницу. Что при этом испытывал нос Анатолия Викторовича – отдельная история.
Если историческая Жанна д’Арк для французов - повод поразмышлять о месте человека в мире и о силе духа, то Суслинскому, восседающая на нём тётка, оставляла только одну мысль – не грохнуться замертво на премьере.
Последствия такого конфуза даже представить было страшно. Поэтому Суслик мужественно переносил все тяготы вьючной лошади.

Пот лил с него ручьём. Напряжение возрастало. Солдаты наорались и удалились за кулисы. Пошёл монолог Жанны д’Арк в исполнении Маргариты Васильевны. И тут неожиданно для Суслинского, Кочедыкин выпустил шептуна. Сделал он это специально или нет – неизвестно.  Животное под француженкой стало громко фыркать и гарцевать.
Анатолий Викторович, задыхаясь от невыносимого амбре, заорал в полный голос: «Сволочь! Тварь! Доиграем сцену – убью!»
Зрители, до этого не имеющие ни малейшего представления о говорящих лошадях, притихли. На особо впечатлительных подействовала угроза убийством, исходящая из утробы парнокопытного...

На следующий день приказом по театру лошадиному составу был объявлен выговор с занесением в личное дело. «За хулиганский поступок, приведший к срыву премьерного показа».
Марго взяла больничный, объясняя, что какое-то время играть не сможет по причине психологической травмы. На замену была срочно вызвана Светочка Самойлова.
Суслинский в сердцах написал заявление об увольнении, которое главный режиссёр в его присутствии тут же порвал. За неимением другой кандидатуры, заднюю часть лошади опять доверили Суслику.

- Чудак-человек, ну не психуй, - успокаивал его режиссёр, - стремянку мы уже укрепили. Больше накладок не будет.

Осознавая степень своей вины, Кочедыкин извинился перед театральным коллективом. И лично перед Суслинским. Коллектив простил. Анатолий Викторович – нет.
После этого случая, при знакомствах с барышнями он больше не прищёлкивал каблуками и не сыпал выдержками из «Советского театра». В основном, задумчиво молчал. Видимо, что-то надломилось в душе «крупного» актёра.
Правда, иногда оживлялся, обращаясь с неожиданным вопросом к робеющей собеседнице:

- Сможет ли простая француженка защитить свои убеждения на суде инквизиции? Найдёт ли силы сохранить веру в человека и выйти победителем из главной схватки?

Не получив ответа, он опять замыкался.
Количество просмотров: 359
26.01.2023 17:08

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить...
 (Вводите цифирками)

Комментарии  

 
# владимир сорокин 27.01.2023 22:47
Классно написано и очень легко читается. Но к такому прекрасному слогу ещё бы сюжет хороший - цены бы не было. На самом деле кони из двух человеков в театрах используются лишь в каппустниках. Обозначить лошвдь на серьёзной примьере можно множеством других способов. И да, пердёж это конечно уморительно, но всё же слишком непритязательно . Про пердёж в хорошем смысле всё давно сказано классиками. Вот хороший пример. https://www.youtube.com/watch?v=bZxvB_iF7Ok&t=45s
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Софья Сладенько 28.01.2023 18:37
.
умеешь ты похвалить, Володь :) Типа слог нормальный, но в целом - говно.
Ну, во-первых, я не знаю, как там показывают лошадь в капустниках, но то, что два чела играют в спектаклях(прав да не драме) - это есть. Другое дело, что как правило, первый стоит, а лошадиная башка у него на голове. Но если лошадь требуется дородная(ну не знаю, как по другому назвать) - то как в описанном у меня. Я знакома с двумя людьми из театральной ... хм... богемы, даже проконсультиров алась с ними после твоего коммента.
Во-вторых, ссыль на какое-то убожество, названия которому не знаю, да и знать не хочу - это прислал Сорокин? Тот Сорокин, который зачитывается Елизаровым и заслушивается его песнями? Сорокин, который знает толк в литературе? Сорокин, грамотный собеседник, которого, правда, заносит иногда? :) Нет. Не верю.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# владимир сорокин 28.01.2023 22:12
Слог это самое главное. К примеру Гоголь - это слог и атмосфера. А сюжеты и дурак придумает. Сюжет "Мёртвых душ" ему Пушкин подарил.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# владимир сорокин 28.01.2023 19:33
Сонечка, ссылку я тебе дал не на убожество, а на произведение искусства. Без всякой иронии. Это культовый мультик, который тебе нужно обязательно посмотреть, поскольку ты имеешь дело с современным юмором. Называется мультик " Южный парк". Хотя бы пару сезонов посмотри, начиная с первого. Очень трогательный и смешной сериал. После Фолкнера и Сэлленджера, это лучшее из того что дала миру американская культура.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# владимир сорокин 28.01.2023 19:41
Вот кусочек навскидку в хорошем качестве.
https://yandex.ru/video/preview/4247274415088771184
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Софья Сладенько 30.01.2023 09:23
.
ужас какой! Пять минут пыток. На большее сил не хватило.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# владимир сорокин 30.01.2023 15:29
Да, читать Чака Поланика я тебе даже предлагать не буду)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# alex 27.01.2023 13:08
Софья Сладенько.
Прочитал Ваш рассказ - улыбка и хорошее настроение обеспечено.
Спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Софья Сладенько 27.01.2023 18:46
.
спасибо!
За тем и существуем, чтоб удлиннять улыбкой и хорошим настроением это самое существование :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юша Могилкин 26.01.2023 22:04
Театр – оно вообще забавная тема, особенно всякие животные на его сцене. Сам я в этом деле мало что понимаю, хотя когда-то, в детстве, занимался в театральной студии при ДК МАИ, а вот мой младший братец – он профессиональны й актер, в столичном ТЮЗе играл, в кино снимался…
Но тогда на театральных подмостках, в качестве актеров, выступали настоящие лошади и прочие помощники человека. Не на арене цирка, не у Н.И. Сац, не у Куклачева, а совместно с величайшими мастерами сцены.
И вот, значится, сидит в седле какой-нибудь Руслан из оперы М.И. Глинки «Руслан и его Людмила», поет баритональным басом трагический монолог
«О, поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?..»,
а коняшка в этот самый момент начинает активно унаваживать окружающую среду.
Сплошной конфуз, понимаешь ли.
Али другой случай:
Опера «Дон Кихот» Жюля Массне.
В роли Алонсо Кихано – Федор Шаляпин. Кто играл Санчо – не знаю, но главные действующие лица перемещались по сцене на лошади и на осле, соответственно.
И надо же такому случиться, что у донкихотовской кобылы произошел экструс (по-простому - течка). А осел все это дело тут же почувствовал и… ну, сама понимаешь, не сдержался, причем, в самый ответственный момент. Дон Кихот вылетел из седла прямо на своего оруженосца, сброшенного возбужденным ослом, и началась потеха. Прям перед зрителями. И никто не мог ничего сделать, пока осел не закончил свое дело. Дали занавес.
С тех пор Кихот и его оруженосец ходят по сцене пешком, а Руслан скачет на деревянной лошадке из магазина игрушек.

Зато самым хитрым оказался Василий Андреевич Жуковский со своей драмой «Орлеанская дева» (дева – в смысле – «девственница») , переведенной «из Шиллера»: там все герои передвигаются своими ногами, даже тогда, когда положено наоборот:

«ЯВЛЕНИЕ IV
Темная ночь. Вдали показывается Иоанна в шлеме, в панцире; остальная одежда женская; в руках ее знамя. За нею Дюнуа, Ла Гир, множество рыцарей и солдат. Они сперва являются на высотах, осторожно пробираются между утесами, потом сходят на сцену
».

Такой расклад экономии насчет отсутствия рыцарских лошадей на сцене очень понравился Петру нашему Ильичу Чайковскому, и он сочинил одноименную оперу об Жанне д’Арк, в которой (в опере, а не в Жанне), напрочь отсутствовали всякие дестире, курсеры, палфри и прочие раунси:

https://youtu.be/RiswcdIGHd4

)))

И я тут как раз подумал: а зачем двум человекам изображать из себя лошадь, да еще нести на себе чью-то тушу (кстати, обычная практика в целом ряде отечественных театральных и киношных постановок), ежели существуют куда как простой и – в то же время – гениальнейший вариант:

https://youtu.be/Nrhm2lNUfkE

)))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Софья Сладенько 27.01.2023 09:29
.
Юш, ты в очередной раз подчеркнул свои разносторонние знания. А есть вообще что-то, в чём ты полный профан? :)
Кстати, ссылки не открылись и прокричали о небезопасности. ..
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юша Могилкин 29.01.2023 16:10
Конечно, есть, даже более чем. )))
Я ведь все свои скромные познания подчерпнул из подшивки журнала «Юный тракторист-пинг винолог», а дальше развить их не успел, потому что помчался на олене спасать Пушкина от Дантеса, но в Антарктиде попал в пробку и… «Сказка о медведихе» осталась неоконченной…
А я до сих пор так и сижу со своей подшивкой…

Об ссылках на видео.
Пойдем по другому пути.
Первая:
https://www.youtube.com/watch?v=RiswcdIGHd4
Вторая:
https://www.youtube.com/watch?v=Nrhm2lNUfkE
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Василий Карм 26.01.2023 19:11
Здравствуйте, Софья! Я никогда не был активистом на сайте, но старался принимать участие в конкурсах, которые считал очень профессиональны ми и интересными. Сейчас у меня в Украине идет война, проблем много, но, пока мой город в относительной безопасности, я бы не отказался участвовать в конкурсе. Наверно, как всегда и бывает, и этот проект пришел к кризису: меньше участников, меньше идей, меньше комментариев... .В любом случае, я благодарен Вам за совместно проведенные годы на этом сайте и на предыдущем (стихире).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Софья Сладенько 27.01.2023 09:56
.
привет, Василий! Вот толлько вчера взглянула на правую колонку и увидела дату последнего конкурса. Подведение итогов было 04.01.2022 22:22. Т.е. ровно год назад. То, что началось после этого - сломало все планы по проведению следующих соревнований.
Честно Вам скажу: я до сих пор не понимаю, стоит ли сейчас проводить конкурсы? Хотя, не далее, как несколько дней назад, закинула удочку Паше Колыхалову. Это здесь в комментариях: http://tetya-valya.me/index.php?option=com_k2&view=item&id=13309:strannyiy-sluchay-proizoshedshiy-s-gulyayuschey-po-lesu-o-rudoy
И мы с ним даже выдали на гора по пародии...

Валилий, Вы пишете "Наверно, как всегда и бывает, и этот проект пришел к кризису: меньше участников, меньше идей, меньше комментариев". Кстати, и до этого убогая страница "Конкурсы пародий" на с.ру, сейчас окончательно сдохла , собирая с двух сайтов(с.ру и литсеть) шиш да маленько авторов, которые для массовости хреначат по 3-4 пародии :)

Идей-то у меня как раз не уменьшилось. По-моему, их всегда было в достатке в наших с вами конкурсах, а вот насчёт участников - увы, Вы, скорей всего, правы. Тут два фактора: аморфность от всего - от проблем в семьях, с детьми, с растущими ценами, с работой, с отсутствием денег. От телевизионной пропагандистско й кувалды, расхреначивающе й головы россиянам. А главное - от колоссальной неопределённост и(что будет со всеми нами завтра?). Война - она такая...

Вы пишете, что живёте в Украине. Я даже не знаю, что сказать по этому поводу. Скажешь, что страшно всем вам сочувствую и желаю скорейшего окончания всего этого кошмара - найдётся какая-нибудь крыса, которая попытается меня обвинить хрен знает в чём. Скажешь что-то из методичек z-патриотов - попадёшь под гнев обратной стороны. Вот что со всеми нами сделали!..

Наверное, я отошла в сторону от темы. И всё-таки, скажу так: давайте, попробую в самом ближайшем времени разместить анонс нового конкурса. Посмотрим, что из этого получится.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Василий Карм 26.01.2023 19:28
Получилось как завещание перед смертью))))) Осталось только подписать "Целую")))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Софья Сладенько 27.01.2023 09:58
.
Если после сказанного Вами появится такая подпись - это перевернёт с ног на голову всё сказанное Вами выше, а на первый план выдвинется эротическая составляюшая :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Василий Карм 29.01.2023 18:33
Спасибо Вам, Софья, за разъяснение. Более-менее понял. Будем верить в лучшее и в наших странах, и в нашей деревне. Миру-мир!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

 

 
 
© Клуб тёти Вали Сидоровой