Главная


 







Об несуразицах в «исторических» фильмах

Автор: Юша Могилкин     Категория: юмор


Периодически посматривая различное кинцо, снятое на тему средневековых событий, я умиляюсь всякого рода несоответствиям с исторической действительностью, как под копирку отображенных в этих фильмах:

1. Металлический шлем надевается на голову, как шапка, даже зимой.
Никогда шлем не надевался без стеганного или кожаного подшлемника. Зачастую (особенно в раннем средневековье), поверх них надевался еще и кольчужный капюшон.

2. При залповой стрельбе из луков, арбалетов, катапульт и т.д., дается команда «Огонь!».
Команда «Огонь!» появилась только с изобретением огнестрельного оружия. Лучниками и прочим (на Руси) командовали: «Пускай!»; а у англичан, например, командовали аналогичным «Loose!» или «Strike!» («Ударить»). 
Нюанс: команда «Пускай!» средневековым лучникам (в отличие от арбалетчиков) подавалась один раз – перед началом стрельбы. Потому что долго держать лук натянутым в ожидании приказа – занятие трудно выполнимое. И никаких киношных указаний, типа «Целься!» и «Ждать!» не существовало в принципе.
Второй нюанс: режиссеры фильмов про средневековье очень не любят демонстрировать сокрушающую силу лучников и арбалетчиков – стрелки, видите ли, не дают проявиться боевым навыкам главных героев, хотя именно метательные оружия, предназначенные для стрельбы стрелами, выкашивали огромное количество живой силы противника, включая тягловую силу кавалерии.

3. Главные герои никогда не носят шлемов.
Шлем – очень важная часть защитного снаряжения средневекового воина. Самые сильные удары в поединке наносились именно по голове (наотмашь). Но режиссерам на это наплевать, ведь, из-за надетого шлема, на лице киногероя не будет видно эмоций, да и за что платить актеру, если вместо него можно использовать любого желающего, стоит только закрыть его физиономию горшком-топфхелмом или «жабьей головой»-штеххелмом.

4. Кольчуги и латы легко прорубаются ударом/уколом меча. 
Нет и еще раз нет. Фактически, не прорубаются и не прокалываются. Но тогда пропадает зрительский интерес наблюдать, как главный герой (а, особенно, хрупкая и слабосильная главная героиня), небрежно размахивая своей сабелькой, разрезает на куски десятки закованных в броню супротивников. 

5. Мушкетеры и прочие их современники используют современные спортивные рапиры с обязательной чашкообразной гардой. 
Таких рапир во времена мушкетеров не существовало, народ обходился шпагами – холодным колюще-рубящим оружием.

6. На Руси головы отрубали и рубили.
На Руси головы отсекали, а рубили только дрова. Даже в приговорах было записано: «Предать смерти через отсечение головы»; и ни один монарх никогда не кричал: «Отрубить ему [имярек] голову!», а скромно давал распоряжение: «Отсечь ему башку».

7. В ряде исторических кинопостановок можно одновременно увидеть воинов, одетых в доспехи IX и XV веков, сражающихся в одних рядах или друг с другом. 
На самом деле такого не могло быть в принципе: и вооружение и средства защиты постоянно прогрессировали в своем развитии.

8. Возвращаясь к пресловутым кинопостановкам «Трех мушкетеров». 
В 99% случаях, король Людовик XIII – умудренный летами дяденька, а Ришелье – древний старик. На самом деле, Людовику тогда было чуть больше двадцати лет, а кардиналу — ровно сорок.
В 99% фильмов у мушкетеров нет слуг.
В 100% режиссеры и сценаристы выказывают явное пренебрежение к Александру Дюма, извращая его знаменитый роман по своему собственному усмотрению. А зачем – неизвестно никому. 

9. Странствующий рыцарь в кинематографе – одинокий всадник или пешеход, путешествующий по дорогам средневековой Европы.
Реальность: рыцари никогда не шарились в одиночку, тем более, пешком. Наличие хотя бы одного пажа/оруженосца – было обязательно. Но это, скорее, исключение из правил, обычно рыцарь ездил в сопровождении целого отряда своих подчиненных сослуживцев; минимальный состав т.н. «рыцарского копья» — четыре человека. 
К слову о рыцарях. Каждый рыцарь – дворянин, но не каждый дворянин – рыцарь. Без специального обряда посвящения любой вояка – всего лишь вояка.
И еще.
Само слово «рыцарь»  местное изобретение, во Франции, Англии, Германии, Испании, Италии (и, соответственно, в тамошних киношках), конных воинов благородного происхождения с личными гербами называют «шевалье», «кнайт», «регер», «кабальеро», «кавалеро». 
А в Польше – вообще «русер» (от слова «русский», да).

10. Главное оружие кинематографических рыцарей – меч.
На самом деле, главным оружием рыцарей были (помимо основного — копья): топор, булава, шестопер, кистень, клевец и прочие алебарды, а меч можно было использовать разве что только против бездоспешных колхозников-бунтарей.

11. Киношные средневековые рыцари сражаются, используя приемы восточных единоборств (например, удары ногой с разворотом по голове противника).
Оная несуразица не обсуждается вообще.

12. Короли в фильмах постоянно носят на голове корону.
Это режиссерский акцент на стереотип обывательского мышления: раз в короне, значит, король. На самом деле, короны надевались только по торжественным случаям, поскольку весили очень даже немало, а таскать каждый день на лысине два-три килограмма драгметаллов и драгоценных камней – не очень приятное занятие. 

13. В батальных сценах кровь льется ручьями.
Разумеется, льется. Но совсем не так, как нам это показывают: главный герой (или главная героиня) легким ударом меча прорубает доспехи противника, кольчугу, стеганный поддоспешник, нижнее белье и, соответственно, тушку врага, и тут же из прорубленной дырки выплескивается несколько литров крови. 
В жизни такого не бывает.
Вражеская кровь, оставшаяся после битвы на лицах и одежде главных героев, всегда имеет ярко-алый цвет и никогда не буреет.
Спецэффект, однако.
И еще. Святое дело показать фонтанирующий кровью рот смертельно раненого фигуранта, даже если фигурант ранен всего лишь в пятку. 
На самом деле, кровь изо рта никогда не фонтанирует: она либо пузырится (при разрыве легких, но раненый при этом сильно кашляет), либо – при ранении желудка – выходит со рвотой (темно-коричневого цвета). 

14. Иной раз киношные батальные сцены растягиваются на час и более. При этом главные герои бегают по месту действия, лихо рубятся, а если и потеют, то лишь слегка.
По факту, воины сражались не больше 10-15 минут, а потом отправлялись в обоз, отдыхать и пить пиво. А им на смену приходили другие бойцы. 

15. Как и корону короли, киношные рыцари постоянно носят доспехи. 
Вес рыцарской амуниции составлял 10-20кг. Ежедневно, не снимая ее, ходить в такой одежонке весьма проблематично.

16. Зритель обожает все яркое и цветастое. Поэтому кинематографические рыцари и гражданские лица одеты в соответствующие наряды (рыцарские доспехи покрывают ядовитого цвета туники).
На самом деле, одежда тех времен не отличалась яркостью: красители были натуральными и легко смывались, оставляя на ткани только бледное воспоминание о себе.

17. Главный герой (или главная героиня), рубя направо и налево, за каких-нибудь пять минут ловко расправляются с десятком, а то и сотней врагов. Но с главным злодеем они почему-то сражаются не менее получаса. И, вконец израненные, истекающие кровью, побеждают.
Как я уже говорил, поединок не мог продолжаться больше десяти минут – сказывалась усталость и полученные ранения. Никаких красивостей не было – экономя силы, сначала старались бить по левому бедру – наиболее открытому участку тела; затем, причинив таким образом ущерб противнику, силу удара переносили на его голову и плечи. 

18. Специально для патриотов и славянофилов.
Несмотря на киношные сказки, русские воины никогда не использовали двуручные мечи. За ненадобностью.

19. Киношный звон мечей.
В реальности, практически, не встречался, даже несмотря на гарду: мечом по мечу не били и меч мечом не парировали – не только из-за боязни его сломать, а из-за силы резонанса: руки после таких ударов немели – дай дорогу. 

20. На полуобнаженных и обнаженных тушках актеров, исполняющих роли средневековых граждан (и даже древних римлян вкупе с прочими неандертальцами), видны следы вакцинации от оспы.
Видимо, лень было закрашивать. Или просто никто не додумался скрыть очередное несоответствие времени действия.

21. В кинофильмах, при вынимании мечей из ножен, всегда слышится металлический лязг.
Потому что — звуковой спецэффект, не более: ножны для мечей делались из дерева или кожи, а внутри обкладывались мехом, смазанным жиром. 
Так что, когда меч покидал ножны, в лучшем случае, что можно было услышать – это легкий шелест.
Бывает, что лязг раздается даже при вытаскивании меча из-за пояса.
Но никто никогда так меч не носил – оно и травмоопасно и вообще.

22. Немного об судовождении. 
Когда в очередной раз будете смотреть фильм «Остров сокровищ» (без разницы чьего производства), обратите внимание на то, что все киношные корабли под названием «Испаньола» управляются исключительно при помощи штурвала, хотя, на самом деле, главным рычагом управления парусного флота тогда был рычаг – румпель-колдершток.
И сам Стивенсон это подтверждает:

«Наши взгляды встретились, и мы оба громко закричали. Я закричал от ужаса. Он, как разъяренный бык, заревел от ярости и кинулся вперед, на меня. Я отскочил к носу и выпустил из рук румпель, который сразу выпрямился. Этот румпель спас мне жизнь: он ударил Хендса в грудь, и Хендс упал».
Так что, корабли средневековья, тем более, не могли быть оснащены штурвалам… Не то, что киношные а-ля «того же периода». 

Сентенция

как всегда, проста:
Синематограф, ептыть…

Количество просмотров: 266
19.01.2023 21:10

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить...
 (Вводите цифирками)

Комментарии  

 
+2 # Софья Сладенько 21.01.2023 11:19
.
11 И 20.
честно говоря, таких разворотов не встречала, хотя и не так уж много исторических фильмов смотрела. А вот заметить след от вакцинации оспы - это надо иметь такой зоркий глаз, что мама не горюй :)

Кстати, хорошо, что зашёл разговор о Средневековье. Я о религии. Юш, вот скажи мне, как спец по многим вопросам, в том числе и по этому(урок 4-го класса, тема Средние века): можно ли сказать, что иудаизм взял своё начало от Иуды? Только не Искариота, а другого. Честно говоря, мне надо бы доказательство именно этого.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Юша Могилкин 21.01.2023 21:47
И 11 и 20 – сплошь и рядом. ))) Последнее – особенно видно, когда крупным планом. )))

Об иудаизме.

А там получился и смех, и грех.
В «торе» был такой мужик по имени Иаков.
Он однажды подрался с самим госпидом Иеговой Вездессущим, вывихнул себе тазобедерный сустав, за что получил прозвище «Израиль».
И, видимо, ранение так сильно сказалось на потенции Иакова-Израиля, что он, будучи женатым на родных сестрах, заделал от них восемь сыночков и лапочку-дочку.
И еще четырех внебрачных отроков сотворил от двух служанок-рабынь.
Полученные отпрыски мужского полу дали начало т.н. «Двенадцати коленам израилевым».
А единственная иаковская дочка Дина…
Но это совсем другая, не менее захватывающая история, расскажу ее как-нибудь в другой раз, а сейчас вернусь к сыновьям Израиля, точнее, к одному из них – к Йехуде (в греческой транскрипции «Иуда»), который-таки и стал родоначальником самого большого клана племен, исповедующих веру в Иегову – «колена Иудина».
Вот оттуда оно и пошло – называть всех «богоизбранных» - «иудеями»
.
Да еще римляне подсуетились, присвоив региону обитания оных верунов название «Провинция Иудея», ведь ни до, ни после, никакой Иудеи - в виде имени государства - и в помине не существовало.

Теперь вкратце, чем прославился тов. Йехуда-Иуда Иаков-Израилевич.
Иосиф – младший сын Израиля от жены Рахили – пользовался самой большой отцовской любовью: «сын старости моей» (Быт., 37:3) - ласково называл его тятенька, баловал и делал сыночке всякие подарки в виде цветных одежд на зависть братьям, на которых Иосиф добросовестно стучал отцу.
И братья решили грохнуть разряженного доносчика.
Но не все: Рувим был основательно против, а расчетливый Иуда внес предложение: «Убить – мало толку. Давайте продадим его в рабство – и ему хорошо, и мы при деньгах».
Продали.
На свою часть вырученных денег Иуда поселяется в долине Сафала у города Одоллам, и там, овдовев, женится вторым браком на безымянной язычнице-ханане янке, родившей ему троих ребятишек мужского полу, в т.ч., и пресловутого Онана, который оказался ни в чем виноват:
Онанов старший братан Ир взял себе в жены барышню по имени Фамарь. Взял и тут же помер, не выдержав ее пылкого темперамента.
А по тогдашним иудейско-левира тским законам Фамарь должна была перейти по наследству к среднему сыну – Онану.
Но фишка в том, что ежели бы Фамарь родила от нового мужа мальчика, то все имущество Иуды досталось бы ему, а не Онану.
И Онан, пользуя супругу, занимался с ней т.н. «прерванным половым актом», «изливал семя на землю» (Быт., 38:9).
За это Иегова грохнул Онана.
Иуда сказал Фамари: «жди, пока подрастет мой младшенький, он станет твоим очередным мужем». Но у барышни ее «мохнатая кормилица» свербела дальше некуда…
А тут как раз иудина жена померла…
И Фамарь, переодевшись проституткой, соблазнила Иуду, а потом, шантажом, заставила признать его совершенное прелюбодеяние, и через девять месяцев родила двойняшек – Фареса и Зару.
Вот от них-то и появились все потомки «колена иудина» - в виде первоначальной связи свекра и дважды овдовевшей снохи.
Да, а младшенький сынок Иуды – Шела - родил от неизвестной женщины шесть человек детей, эти дети «были горшечники, и жили при садах и в огородах; у царя для работ его жили они там» (1-Пар., 4:23), и они как-то бесследно растворились в библейских сказках…

На всякий случай, об Иуде Искариоте.
Собственно, среди учеников Иисуса Иосифовича числилось два Иуды – Иуда Фаддей и наш приснопамятный.
Но Искариот никаким предателем не являлся, он был частью заранее разработанного плана, ведь Иегова, посредством своего сына, зачатого от самого себя через голубя, явился к иудеям, чтобы своей мучительной смертью искупить первородный грех Адама и Евы (чушь какая-то, но тем не менее).
Все, что происходит – происходит исключительно по воле бога
Волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал» (1-Цар., 14:45),
«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мтф., 10:29-31)).

Иуда Искариот всего лишь выполнил волю бога, и с него взятки гладки – Иисус сам назначил чувака «предателем»:
«Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам.
И, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту. И после этого куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее
» (Иоан., 13:21,22,26,27).

Все просто.

)))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# владимир сорокин 19.01.2023 21:37
Помню как меня Минаичев отучал от употребления «об» перед словом, которое начинается с согласной. Там лучше «о».
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юша Могилкин 19.01.2023 22:17
Отличные воспоминания, не закончившиеся ничем. )))
И, судя по всему, они – единственное, что Вы подчерпнули из моего текста.

)))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# владимир сорокин 19.01.2023 22:21
Там всё хорошо, жаль слишком всё в общем. Конкретики не хватает. Но есть интересные моменты, которых даже Яне знал
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юша Могилкин 19.01.2023 22:40
Вы хотите от меня частностей? )))
Ну, давайте, поясню насчет любой конкретики по интересующим Вас пунктам.

)))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# владимир сорокин 20.01.2023 07:55
Дело в том, что жанр поиска кинокосяков очень популярная сейчас тема. Просмотры на ютубе у мастеров этого дела миллионные. Тут нужно учиться у моложёжи. Насчёт конкретики таки да. Как говорят на Украине, взагали по загалям здесь не работает. Есть фильмы в которых не выдерживают никакой критики с исторической точки зрения, но есть и вполне себе шедевры, в которых выдержано всё довольно достоверно. Вы посмотрите « Чернобыль» от НВО, или « Войну и мир», « Они сражались за родину» от Бондарчука.
И да, я понимаю что юмор, но всё же когда критикуешь жанр с точки зрения историка, нужно быть точным. Лучниками на Руси называли мастеров оружейников, которые эти луки делали. Тех, кто из луков стрелял называли стрельцами. И насчёт того как звучали команды достоверных сведений вовсе нет.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юша Могилкин 20.01.2023 18:24
Сейчас – может и популярная, но пять лет назад, когда впервые был опубликован данный текст:

http://domstihov.org/article/2017/01/31/ob-nesurazicah-v-istoricheskih-filmah.html

– ею нигде не пахло.

Я знаю: кого и как называли. )))
Но, ежели Вы настаиваете на своем, тогда будьте любезны, величать всадников «ездецами», ножны – «влагалищем», а долю наследства младшего сына – «задницей».
Чтобы люди не путались, да. А то в обывательском сознании «стрелец» – это который с бердышом и огнестрелом, а не тот, что натягивает тетиву лука.

«Лучниками на Руси называли мастеров оружейников, которые эти луки делали. Тех, кто из луков стрелял называли стрельцами».
Эта фраза взята Вами отсюда:
https://cuti.cc/tNzzQ ,
или отсюда:
https://cuti.cc/5RDE5
?
А то, что Вам не удалось найти в Инете насчет команд, подаваемых при стрельбе из луков и самострелов – говорит только об том, что нужно читать всякие умные книжки, а не доверять поисковикам. )))
Например, «Летописец, написан выбором из старых летописцев, что учинилося в Московском государстве и во всей Русской земле в нынешняя последняя времена» по московскому списку, где черным по белому написано:



)))

Ладно, все это лирика.
Бесспорно, и «Война и мир» и «Они сражались за Родину» - классика жанра, и исторические консультанты туда привлекались – дай дорогу.
А насчет «Они сражались за Родину» - там и сам Шолохов присутствовал и многие актеры были ветеранами Великой Отечественной, так что, проколы были недопустимы.

«На следующий день около здания школы, где разместились костюмерные, Бондарчук произвел осмотр наших костюмов. Осматривал он придирчиво. К Ивану Лапикову и ко мне, как к бывшим фронтовикам, артисты подходили за советами. А мы и сами многое забыли. Я вдруг задумался: на каком плече - на правом или на левом - носили скатанную шинель? Потом вспомнил - конечно же, на левом, ведь на правом - ремень от винтовки. Зато я сразу заметил накладку костюмеров, которые прицепили на гимнастерку Василию Шукшину (он играл роль бронебойщика Лопахина) на большой колодке медаль «За отвагу». В 1942 году такие колодки еще не носили. Вместо них были маленькие, красненькие»
(Ю.В. Никулин, «Почти серьезно»).

Но что касается таких отечественных киношек, как «Черная стрела», «Айвенго», «Стрелы Робина Гуда», «Ярославна, королева Франции», «Русь Изначальная», «Ричард Львиное Сердце» («Рыцарь Кеннет») и т.д., – там столько всего вкривь и вкось поналеплено, что мама не горюй.
Может, из-за маленького бюджета кинокартин, а может, режиссеры действовали по принципу «и так сойдет».
Об современных фильмах на тему – такая же хрень. Хотя денег на них, вроде бы, не жалеют.

)))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# владимир сорокин 20.01.2023 18:33
ну не знаю. Если ездецов можно называть всадниками, стрельцов осовременивать как лучников, то значит и команду "Пускай" - допустим что такая была) - вполне логично подавать современному зрителю так, чтобы он голову не ломал. Кстати, насчёт пуская, это где про сие написано? ну что была такая команда о времена былые? И в каком это фильме пуски стрел у нас шли после команды "Огонь"? Я не к тому чтобы доколупаться - просто интересно. Можно не отвечать, если лень искать. Поверю просто на слово, если дадите)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юша Могилкин 20.01.2023 18:26
...где черным по белому написано:

https://ibb.co/nRq8jZP

)))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юша Могилкин 20.01.2023 20:35
Плохо, что «не знаете». Даже без «ну».)))

«Поверю просто на слово, если дадите»(С)
Однако, я Вам не дам. Мужчины меня не интересуют ни в каком формате. )))
Поэтому учитесь выражать свои мысли грамотно, хотя бы договаривать их до конца, во избежание недоразумений. )))

Об «где написано» - читайте внимательно мой предыдущий пост и последующий комментарий к нему.

Далее.
Мне ничего не нужно «искать», ведь я нигде не писал, что в отечественных кинофильмах лучникам давалась команда «Огонь!».
Цитирую:

«Команда «Огонь!» появилась только с изобретением огнестрельного оружия. Лучниками и прочим (на Руси) командовали: «Пускай!»; а у англичан, например, командовали аналогичным «Loose!» или «Strike!» («Ударить»)».

Пересмотрите американский кинофильм «Храброе сердце» с Мелом Гибсоном в роли Уильяма Уоллеса, и все поймете.

Какое отношение команда «Огонь!» может иметь к использованию метательного оружия, ежели этот самый огонь (и даже искры от него), там напрочь отсутствует?
И вообще, изначально пресловутое «Огонь!» означало:
либо раздуть запальный шнур фитильного замка ручного огнестрела для последующей стрельбы,
либо поднести пальник к пушечной затравке.
Где у лука/самострела фитильный замок, а? Или пороховая пушечная затравка? )))

Что еще…
Насчет тактики ведения боя славянскими/рус скими лучниками сведений почти нет. И об самих луках – тоже: какими они были в массовом производстве – не очень известно.
Простыми, сложносоставным и – ХЗ.
Скорее всего, изготавливались только для профессиональны х воинов (непрофессионал ьная армия (ополчение) в древней Руси отсутствовала напрочь).
А вся стратегия тогдашних полевых баталий заключалась в изначальном обстреле армии противника из луков, пращей, самострелов, али дротиками (конными или пешими специалистами), затем атакой тяжелой кавалерией в лоб вражеской кавалерии/пехот е, а дальше – как Аллах пошлет.
Обманные маневры и прочие резервы-«запасн ые полки» были придуманы здесь только со временем – чай, не Древний Рим и не прочая Западная Европа с ихними военными хитростями.
И, вероятно, наибольшую тактическую ценность славянские/русс кие лучники имели только при осаде/обороне городов/крепост ей, тогда, когда залповая стрельба становилась наиболее прерогативной.

На будущее.
Вы бывали на археологических раскопках, в музейных запасниках, во всяких исторических архивах? Я – да, более чем.
Сам - не историк, а совсем наоборот, но моя матушка-таки закончила ИАИ.
Так что, все оно не просто так еще из самого моего дремучего детства.
Бум еще бодаться? )))
Или у Вас до сих пор свербит насчет Евгения Бесовитова? )))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# владимир сорокин 20.01.2023 21:00
Да я вроде не бодался. Просто пообщались на тему. С Вами тяжело общаться - всё время ищете подвоха и, как следствие, цепляетесь к словам. Уверен что и к этим прицепитесь) Тут ничего не поделаешь)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юша Могилкин 21.01.2023 22:10
А, как скажете. )))

Расслабьтесь, Сорокин, все хорошо.

)))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

 

 
 
© Клуб тёти Вали Сидоровой