Памяти учителя искусствоведения С.А. Буеракова
по мотивам лекции Ф. Степуна "Природа актерской души"
.
Право, я полюбил эту минуту...
когда, оглядываясь назад и застывая в самозабвенном созерцании прошлого, вдруг начинаешь чувствовать за спиной неотвратимый взгляд будущего, и словно пробуждаешься от внезапной догадки о том, что и жизнь твоя, быть может, лишь загадочный отклик - всему, что неистово к ней вопрошает, всему, что так пристально смотрится в твою, сегодняшнюю, жизнь.
Всякое ясное разумение предполагает отразиться в будущем; и только минувшее прячет в себе сумрак того отражения, к которому так безнадежно-блаженно прикованы наши сердца.
Я полюбил эту минуту...
когда, все глубже и глубже погружаясь в минувшее, вновь останавливаешь себя на том единственно ярком мгновении, которое никогда не всецело явь и никогда не всецело сон, но всегда и сон и явь одновременно... И, разумеется, будьте осторожны, потомки! - долго и увлеченно копаясь в прошлом, вы рискуете познакомиться с вечным...
Женщина инстинктивно стремится любое счастливое мгновение обратить в вечность, тогда как мужчина готов даже вечность променять на одно счастливое мгновение.
И все это без малейшего подозрения с обеих сторон, что одно уже переходит в другое, последнее в первое, и наконец перед очарованными сердцами распахивается память второй родины, вся ее неизбывная ностальгия и весь ее необъятный тупик, где уже ничто не покидает и ничего не возвращается: все и ничего, всегда и никогда...
Именно здесь и нащупывает свое действительное отражение сомнамбулическая душа художника, артиста и творца: душа отчаянных противоречий, пределов и крайностей, душа, по наблюдению Федора Степуна, "жаждущая заполниться невозможным и захлебнуться безмерным", душа, "хотя и раненая вечностью, но не спасенная в ней", непостижимо глубокая, сильная, но и необъяснимо ранимая, "наполненная сама к себе предельной любви, но и непонятной вражды, - душа, - своими теплыми стопами, быть может, слишком верная земле, своими же холодными глазами, быть может, преждевременно отданная небу".
Я полюбил эту минуту, когда, прогуливаясь в одиночку по запустевшим аллеям и тротуарам воспоминаний, вдруг растворяешься в состоянии той счастливой печали, которая так чужда и ненавистна здравому смыслу, - печали, возникающей всегда при встрече с образом несбывшегося счастья, но никогда не жалеющей о нем, печали, в объятьях которой вдруг "вспомнишь разлуку с улыбкою странной" и нечаянно спросишь себя:
так что же это за счастье такое, если его никогда не было? - и тихо ответишь: это удивительное счастье ... не достигнуть его, но стремиться к нему, не вкусить, но коснуться его; счастье, быть может, только в том и состоящее, что его никогда не было... и не будет, счастье достойное призрака, мечтающего жить, но живущего в мечте.
Такова печальная отрада любого художника, но в большей степени - артиста, личности столь неуклюжей и неестественной в жизни и столь очевидно воскресающей на сцене.
Всякое счастье, либо несчастье - всегда лишь переживаемое состояние, и почти никогда - действительность.
Вот почему в своем отношении к последнему "актер-артист всегда аскет, который никогда не примет королевской короны в обмен на запрет играть королей, богатства - в обмен на рубище Лира, и влюбленности в себя всех женщин - в обмен на счастье играть любовь несчастного Ромео" Ф.Степун).
Такова и недолгая минута, когда в твое сокровенное безмолвие залетают отголоски прежних откровений, как залетают листья уже отшумевшего лета, птицы уже улетающей осени, искры уже несуществующего камина... Так залетают в гулкий синтезатор современности дерзкие созвучия скрипичной экзальтации Вивальди ... Словно он и здесь бывал-де, в птичьем щебете и гвалте, над толпой земных невзгод - обезумевший фагот! В ля миноре - ля мажор, словно все иное - вздор, над планетою потерь: ля сентябрь, ля апрель, ля разлука, ля мечта... Ой ли та? Ой ля! - чиста.
Право, я полюбил эту минуту.
.
Комментарии
Быт поёт нам:"Тру-ля-ля!",
Бытие же...:"Нет, друзья!":)
Я знал, что ты поддержишь меня в эту трудную минуту.)))
Спасибо, Слава!
Быт поет нам "три рубля",
Бытие же - евро, бля...:)