Интеллигентность. ("Посылка другу", выдержки из подполья)
Образование - от слова образ. Образ – от слова разить, - поразить, отобразить.
*
Все-таки я должен промолвить пару слов о том, что мне доподлинно известно об интеллигентности - истинной и мнимой. Образованцами я называю тех, кто обретает некое интеллектуальное образование, пребывая в то же время в полном нравственном невежестве. Образованцы хуже оборванцев, ибо последние хотя бы не пытаются выглядеть интеллигентными, поскольку не имеют для этого чисто внешней возможности. Образованцы хуже даже тех «недорослей», о которых говорят «из грязи в князи», - эти хоть и обретают вычурный антураж культурности, тем не менее, остаются интеллектуально полыми, поскольку не способны обрести даже технического образования, как ни трудились бы, - «осел останется ослом, хоть ты его осыпь звездами». Поэтому их никогда не спутаешь с интеллигентом. Оболочка интеллектуальности, к сожалению, легко дается мышлению рассудительному и расчетливому. Как правило, образованцам свойственна быстрая сообразительность, ловкая ориентация и крепкая оперативная память. Лучше всех играют в шахматы люди неинтеллигентные!
Наиболее расхожее недоразумение происходит с понятием «начитанности». Фигурально говоря, есть начитанные, а есть начитавшиеся. Начитанным может быть и мало читавший, но из немногого много познавший. Начитавшийся - может, и проглотивший несколько библиотек, но, в сущности, так ничего и не познавший.
И все-таки я мог бы подарить образованцам один символический внешний критерий: интеллигентный человек одинаково вежливо здоровается с королями и слугами! Иначе говоря, он не находит и не видит между ними принципиальных гуманитарных различий...
Истинный интеллигент всегда в тени и внешне почти неприметен. Снобизм и высокомерие – присущи интеллектуалам, недорослям и "ихним" женам. Его никогда не увидишь на митингах и демонстрациях, флешмобах и всякого рода тусовках, включая пышные культурные мероприятия. Единственное характерное внешнее отличие – отсутствие внешних отличий: в одежде, в прическе, в том, что на устах интеллектуала-имиджмейкера является прикидом.
Интеллектуалы к интеллигенции имеют такое же отношение, как театралы к артистам, (виртуалы к реалистам, и прочие "алы" к прочим "истам"). То есть собственно лишь страстные любители данной "сферы", но отнюдь не реальные её представители. Замечателен анекдот об этом принципиальном отличии: Интеллектуал изъясняется такими словами, которыми интеллигент даже подумать себе не позволит(!)…
В качестве ярчайшего примера подлинной, социально и сословно незаметной интеллигентности в современной России мне представляется образ забытого сегодня актера и человека Алексея Баталова - личности, так и не позволившей рекламно-агрессивной "рыночной экономике" использовать свое лицо в торгово-оборотных механизмах, в отличие от множества собратьев. Образованцы-интеллектуалы не имеют своего лица! Они имеют лишь типологическую, подчас весьма яркую PR-физиономию. Поистине, сегодня настоящим подвигом для популярного актера является отказ от предложения рекламодателей - продать, по сути, первородство в обмен на чечевичную похлебку. Это предельно духовный подвиг, который и не снился начитавшимся образованцам и который, безусловно, человек Баталов не считает таковым, ибо это происходит в нем само собою и естественно, как повседневность. Он наверняка, быть может, даже стесняется подобных эпитетов и сравнений, не замечая в этом своем поведении особого "героизма". Быть честным и благородным для него столь же естественно, сколь и незыблемо. В этой человеческой застенчивости и нравственной прочности - воскресает образ истого интеллигента.
При всём глубоком уважении к личности и подвигу А.И. Солженицына, я не могу считать его интеллигентом в абсолютном смысле. "Образованщина" – блестящий, скрупулезный и бесценный труд неравнодушного к отечественной истории наблюдателя. Однако, в моем идеалистичном созерцании интеллигенция никогда не ассоциировалась с социальным слоем или "прослойкой". Духовная индивидуальность и почти сиротское самодостаточное одиночество – вот аутентичные атрибуты интеллигента. Публичность и коллективность – не его территория. Революцию сотворили и продолжают сотворять - интеллектуалы и образованцы, именуемые ныне политологами и журналистами-обозревателями. Александр Исаевич в своей работе причисляет оных к интеллигенции как социальному слою и возлагает всю вину за катастрофу русской революции на этот, семантически не выявленный, социо-вид. Словом, изучение марксизма не прошло бесследно. Вот почему, по наблюдениям автора "Образованщины"(не далеким от расхожих), этот "неопределенный" общественный статус изжил себя как таковой и от предреволюционных идеалов выродился в меркантильные, едва не жлобские политические декларации.
Но интеллигентность не имеет эмпирических корней и родового древа. Высокое и благородное не умирает с телом человека. Несмотря на весь происходящий в мире бред… Поэтому оно всегда пассивно политически и не источает резких запахов в эфире.
Скромность, граничащая с затворничеством, благородство, близкое к рефлексии, галантность, слитая с застенчивостью, и непоказная самоотверженность - в сочетании с духовным интеллектуальным опытом.
Сии параметры не вписываются в регламенты масс-медиа.
.....................
1998 -2015 ___________________________________
Количество просмотров: 729
30.04.2015 08:56
|
© Клуб тёти Вали Сидоровой | |
Комментарии
Кстати, вы по образованию и по складу ума технарь?
Да где в нём застенчивость, в Солженицыне?..
Художественное и литературное образование.